город Иркутск |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А19-13828/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Соколовой Л.М., рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2021 года по делу N А19-13828/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980, далее -учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к публичному акционерному обществу "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1023802658714, ИНН 3834002314, г. Железногорск-Илимский, далее - общество) о взыскании 1 513 рублей ущерба, причиненного в результате несвоевременного предоставления сведений по форме СЗВ-М на застрахованное лицо за декабрь 2020 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2021 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, наличие причинно-следственной связи между действиями общества, выразившимися в непредставлении в установленный срок индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года в отношении Оглоблина С.В., и причиненным истцу ущербом в виде излишней выплаты указанному лицу индексированной суммы пенсии подтверждено материалами дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество не соглашается с изложенными в ней доводами, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 этого же Кодекса, обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Оглоблин С.В. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года по типу "исходная" в отношении указанного лица представлены обществом как страхователем по обязательному пенсионному страхованию в учреждение 25.02.2021 (при установленном законом сроке не позднее 15.01.2021).
В связи с этим Пенсионным фондом были излишне выплачены суммы страховой пенсии за период с 01.03.2021 по 31.03.2021 в размере 1 513 рублей.
Поскольку завышение размера выплаченной Оглоблину С.В. пенсии за март 2021 года является результатом виновных действий ответчика, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из недоказанности причинно-следственной связи между фактом причинения убытков и действиями страхователя по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета за декабрь 2020 года, наличия у учреждения возможности не принимать решение о выплате повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом поступивших от страхователя за декабрь 2020 года сведений по форме СЗВ-М типа "дополняющая" и сведений за январь 2021 года по типу "исходная", отказали в удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными, а доводы заявителя жалобы не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, при обращении с иском о возмещении убытков истец обязан доказать сам факт причинения ему убытков и наличие причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями, в то время как обязанность по доказыванию отсутствия вины в причинении убытков лежит на привлекаемом к гражданско-правовой ответственности лице.
В статье 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер. Выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно частям 4, 6 названной статьи уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) в целях реализации положений частей 1-3 указанной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в системе обязательного пенсионного страхования страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по форме СЗВ-М.
Из материалов дела видно, что 13.01.2021 обществом сформирован и направлен в Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи отчет по форме СЗВ-М с типом "исходная" за декабрь 2020 года с учетом всех договоров гражданско-правового характера (ГПХ), отраженных в реестре и внесенных в программу 1С ЗУП, что подтверждается извещением о доставке формы СЗВ-М.
Исходная форма СЗВ-М за декабрь 2020 года была направлена ответчиком в установленный законом срок, однако в данной форме не содержались сведения относительно работающего пенсионера Оглоблина С.В.
После представления ответчиком сведений за январь 2021 года истец знал о том, что Оглоблин С.В. фактически не прекратил осуществление трудовой деятельности. Оснований для принятия решения об индексации получаемой пенсии за март 2021 года не имелось.
Частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки; установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружена соответствующая ошибка.
Согласно пункту 86 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила), при прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
В силу пункта 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Соответственно на основании сведений по форме СЗВ-М за январь 2021 года, сведений по форме СЗВ-М типа "дополняющая" за декабрь 2020 года, которые были представлены обществом в феврале 2021 года, учреждение имело возможность не принимать в феврале решения о выплате Оглоблину С.В. повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающему пенсионеру и не выплачивать ему после 01.03.2021 соответствующую сумму.
В силу требований части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ учреждение обязано было уточнить (выявить) факт продолжения застрахованным лицом трудовой деятельности в целях определения, подлежит ли фиксированная выплата страховой пенсии индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение.
В рассматриваемом случае, приняв во внимание своевременное представление страхователем отчетности за последующие периоды, представление в феврале сведений за декабрь 2020 года по форме СЗВ-М типа "дополняющая" в отношении застрахованного лица, суды обоснованно признали отсутствие совокупности условий, необходимой для возложения на общество ответственности в виде возмещения ущерба в заявленном истцом размере.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводов судов о наличии у учреждения возможности своевременно (до принятия решения об индексации страховой пенсии и осуществления выплат) уточнить факт продолжения застрахованным лицом трудовой деятельности, не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а по сути сводятся к иной оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2021 года по делу N А19-13828/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
Л.М. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
...
В силу требований части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ учреждение обязано было уточнить (выявить) факт продолжения застрахованным лицом трудовой деятельности в целях определения, подлежит ли фиксированная выплата страховой пенсии индексации, а при установлении такого факта принять соответствующее решение."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 марта 2022 г. N Ф02-8252/21 по делу N А19-13828/2021