город Иркутск |
|
21 марта 2022 г. |
N А19-9414/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 октября 2021 года по делу N А19-9414/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования города Братска (ОГРН 1023800841712, ИНН 3803100833, далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299) о взыскании 820 000 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по предмету спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2021 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых по делу судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права.
По мнению подателя кассационной жалобы, обеспечение жильем лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, относится к расходным обязательствам Российской Федерации, Министерство финансов Иркутской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Третье лицо поддержало доводы кассационной жалобы, а истец их отклонил (письменные отзывы от 28.02.2022, от 02.03.2022).
Лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы в соответствии с требованиями статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, Трифонова София Алексеевна 29.12.2011 года рождения является инвалидом и страдает заболеванием, подпадающим под перечень заболеваний, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее - Перечень N 987н).
На жилищном учете во внеочередном списке Трифонова С.А. и ее мать Трифонова Ю.Т. как семья, имеющая ребенка-инвалида, состоят с 28.07.2020.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 22.12.2020 по делу N 2-2932/2020 на администрацию возложена обязанность по предоставлению ребенку-инвалиду Трифоновой С.А. и ее законному представителю Трифоновой Ю.Т. вне очереди жилого благоустроенного помещения площадью не менее 13,34 кв.м.
Указанный судебный акт исполнен. Трифоновой С.А. предоставлено жилое помещение (квартира) стоимостью 820 000 рублей (договор социального найма жилого помещения от 15.03.2021 N 68/03/21).
Полагая, что указанные расходы являются для органа муниципального образования убытками, которые подлежат взысканию с казны субъекта Российской Федерации, истец обратился в суд с настоящими иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав требования администрации обоснованными, удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечень N 987н).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из анализа статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, разъяснений, приведенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Изложенное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 14.12.2015 N 309-ЭС15-11321, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12)).
Факт несения администрацией убытков и их размер подтвержден материалами дела.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска за счет субъекта Российской Федерации (Иркутской области).
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании убытков с Иркутской области в лице Министерства финансов подлежит отклонению. В рассматриваемом случае Министерство финансов является органом, уполномоченным представлять интересы публично-правового образования (ответчика по делу).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 октября 2021 года по делу N А19-9414/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, разъяснений, приведенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Изложенное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 14.12.2015 N 309-ЭС15-11321, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12))."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 марта 2022 г. N Ф02-986/22 по делу N А19-9414/2021