город Иркутск |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А19-15669/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Белоножко Т.В., Ламанского В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2021 года по делу N А19-15669/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Иркутска (ОГРН: 1053808211610, ИНН: 3808131271, далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, далее - Минфин, ответчик), Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН: 1073808028271, ИНН: 3808170986, далее Минсоцразвития) о возмещении убытков в размере 4 222 920 рублей в связи с льготным обеспечением жилыми помещениями.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 15 декабря 2020 года требование Администрации к Иркутской области в лице Минфина и Минсоцразвития о взыскании убытков в размере 2 411 460 рублей, причиненных Администрации в связи со льготным предоставлением жилого помещения Чувашовой Елене Олеговне выделено в отдельное производство, делу присвоен номер А19-22240/2020.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 31 марта 2021 года судом на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение исковых требований до размера 2 345 400 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2022 года, иск удовлетворен: с Иркутской области в лице Минфина за счет казны Иркутской области в пользу Администрации взысканы убытки в размере 2 345 400 рублей.
Дополнительным решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 октября 2021 года в удовлетворении требований к Минсоцразвития отказано.
Минфин, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске к Иркутской области в лице Минфина.
Заявитель кассационной жалобы считает, что обеспечение жильем лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Иркутской области), предоставление гражданам жилых помещений во внеочередном порядке на условиях социального найма в связи с наличием тяжелых форм хронических заболеваний в рамках статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации должно производиться за счет средств Российской Федерации.
Минфин также указывает на то, что он может выступать в качестве ответчика только в случае невозможности определить орган, наделенный полномочиями главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с ведомственной принадлежностью причинителя вреда. По его мнению, Бюджетным кодексом Российской Федерации урегулирован вопрос о том, что интересы субъекта Российской Федерации должен представлять соответствующий главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, в связи с чем возложение ответственности на Иркутскую область в лице министерства финансов Иркутской области неправомерно.
Администрация и Минсоцразвития отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, Минфин и Минсоцразвития ходатайствовали о кассационном рассмотрении дела без участия их представителей, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании убытков, причиненных льготным обеспечением граждан жилыми помещениями.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что приказом Администрации от 25.07.2016 N 580-08-00411/2016 Яблочкина Екатерина Александровна принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Иркутска от 06.02.2018 по делу N 2-4140/2018 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Шадриной Ирине Николаевне (далее - Шадрина И.Н.), 21 мая 1976 года рождения, во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.
Из материалов дела следует, что Шадрина И.Н. является инвалидом II группы, признана малоимущей и принята на учет граждан в качеству нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На основании приказа департамента жилищной политики Администрации города Иркутска от 12.10.2018 N 580-08-00687/2018 Шадрина И.Н. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Согласно справке ВК N 2435 от 10.08.2018 ОГБУЗ "Иркутский областной психоневрологический диспансер" Шадрина Ирина Николаевна подходит под действие приказа Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире".
Для определения рыночной стоимости строительства (приобретения) 1 кв.м. жилья по муниципальным образованиям Иркутской области и проведения соответствующей оценки, Администрация обратилась к ООО "Десоф-Консалтинг".
Согласно отчету ООО "Десоф-Консалтинг" N 21-46 рыночная стоимость 1 кв.м. вторичного жилья в г. Иркутске, по состоянию с 01.12.2020 по 01.02.2021 с использованием сравнительного подхода составляет 78 180 руб. (стр. 55 отчета).
Таким образом, сумма денежных средств необходимых для приобретения Шадринов И.Н. жилого помещения составит 2 345 400 руб. (30 кв.м. х 78 180 руб.).
Администрация, полагая, что расходы в размере 2 345 400 рублей, необходимые для приобретения жилого помещения подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, обратился к Министерству финансов Иркутской области с претензией N 082-74-4816/20 от 15.07.2020.
Отказ в удовлетворении претензии послужил основанием для предъявления в суд иска о взыскании убытков.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Администрации, исходил из того, что заявленная сумма убытков обоснована и подлежит взысканию с Иркутской области в лице Минфина за счет казны области.
Суд апелляционной инстанции согласился с данной позицией суда первой инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными в связи со следующим.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Аналогичные положения содержатся в статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Лицо, требующее возмещение убытков, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать факт причинения убытков, их размер, наличие причинной связи между понесенными истцом убытками и действиями (бездействием) ответчика, наличие вины последнего. Удовлетворение иска возможно при доказанности совокупности указанных элементов ответственности.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с данным кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного толкования статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Учитывая правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что фактически понесенных истцом расходы по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и подлежат взысканию за счет Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области как уполномоченного лица.
С учетом изложенного доводы заявителя кассационной жалобы о том, что расходы Администрации должны возмещаться за счет средств федерального бюджета и неправомерности возложения ответственности на Минфин отклоняются как основанные на неправильном толковании указанных выше норм материального права.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам муниципального образования и Российской Федерации противоречит статье 84, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2021 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2022 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июня 2021 года по делу N А19-15669/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного толкования статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
...
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам муниципального образования и Российской Федерации противоречит статье 84, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 марта 2022 г. N Ф02-878/22 по делу N А19-15669/2020
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-878/2022
26.01.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4378/2021
28.10.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-15669/20
29.06.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-15669/20