город Иркутск |
|
30 марта 2022 г. |
N А33-22613/2021 |
Судья Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Тютрина Н.Н.,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая Транспортная Компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2021 года по делу N А33-22613/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новая Транспортная Компания" (ОГРН 1182468048960, ИНН 2464144849, далее - Компания) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - Общество) о взыскании 60 000 рублей убытков за сверхнормативное пользование вагонами, 10 000 рублей судебных расходов на представителя, 31 рубля 50 копеек почтовых расходов.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права и несоответствием выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
По мнению подателя кассационной жалобы, вина ответчика в простое вагонов документально подтверждена.
Ответчик отклонил доводы, изложенные в жалобе (отзыв от 24.03.2022).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, между Обществом (перевозчик) и Компанией заключен договор на подачу и уборку вагонов от 12.02.2021 N 3/4240 (далее - Договор), по условиям которого осуществляется подача, расстановка на места погрузки и уборка вагонов Компании с железнодорожного пути необщего пользования ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Красноярскому краю, примыкающего стрелочным переводом N 23 к пути N 12 станции Новобирюсинская Красноярской железной дороги, обслуживаемого локомотивом перевозчика.
Во исполнение обязательств по договору Общество в марте-апреле 2021 года осуществило подачу Компании порожних вагонов N N 94876091, 94898897, 94923398, 94928694, их последующую уборку с пути необщего пользования в загруженном состоянии и приемку к перевозке до станции назначения.
В рамках договора на предоставление вагонов от 15.11.2018 N Э-267/К-18 общество "Эколайн" (владелец) выставило в адрес Компании претензию за сверхнормативное использование упомянутых вагонов на сумму 65 000 рублей. Данная претензия удовлетворена (платежное поручение от 19.05.2021 N 507).
Полагая, что перевозчик нарушил сроки подачи вагонов под погрузку, сроки уборки вагонов после завершения грузовых операций и сроки постановки штампа в железнодорожной перевозке (принятие вагонов к перевозке), Компания направила Обществу претензию от 14.07.2021 N 105 с требованием возместить понесенные убытков в размере 60 000 рублей.
Отказ в удовлетворении претензионного требования послужил основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заявленные требования необоснованными и отказали в иске.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу положений статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещению подлежат убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Сторонами согласован порядок уборки вагонов с путей необщего пользования.
Так, в пункте 6 Договора предусмотрено, что с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются локомотивом перевозчика в количестве не менее, одновременно поданных вагонов. При невозможности уборки с пути необщего пользования всех одновременно поданных вагонов по причинам, зависящим от одного из грузоотправителей, грузополучателей или владельца, вагоны числятся на ответственном простое каждого грузоотправителя, грузополучателя, владельца до момента получения уведомления об окончании грузовой операции с вагонами препятствующими уборке всей группы вагонов, поданной на железнодорожный путь необщего пользования.
Следовательно, перевозчик не вправе приступить к уборке вагонов с путей необщего пользования (подаче вагонов), пока не будет готова к уборке вся поданная группа вагонов. До момента передачи перевозчику уведомления о завершении грузовой операции по последнему вагону, препятствующему уборке всей группы вагонов, вагоны считаются находящимися на ответственном простое грузоотправителя (грузополучателя, владельца).
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций по результатам оценки имеющихся в деле доказательств (памятки приемосдатчика, уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке), установили, что уведомления о завершении грузовой операции по последнему вагону (полученному в группе) были поданы перевозчику 02.04.2021 и 23.04.2021, в связи с чем признали нахождение спорных вагонов до указанных дат на ответственном простое грузоотправителя.
Факт наличия вины перевозчика в своевременной уборке вагонов не установлен.
Поскольку причиной нахождения спорных вагонов на пути необщего пользования является отсутствие уведомления о завершении грузовой операции на всю группу вагонов суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчика (перевозчика) к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.
Применительно к сроку принятия вагона к перевозке суды обоснованно отметили, что на основании договора от 31.08.2018 N 880011781, заключенного с истцом, перевозчик также принял на себя обязательства по взвешиванию вагонов на станции отправления Новобирюсинская с 01.01.2021 по 31.12.2021. В рассматриваемом случае спорные вагоны были взвешены перевозчиком, о чем составлены акты общей формы N 970 от 04.04.2021, N 971 от 04.04.2021, N 969 от 04.04.2021, N 1380 от 24.04.2021, в накопительных ведомостях NN 050417, 250414 начислен сбор за оказанные услуги, который оплачен Компанией без возражений.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы статья 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", приказ Минтранса России от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом" не устанавливают конкретные сроки подачи вагонов на путь необщего пользования и принятия вагонов к перевозке.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами не допущено. Изложенные в принятых судебных актах выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего законодательства и условий договора не свидетельствует об их неправильном применении (толковании) судами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Поскольку кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2021 года по делу N А33-22613/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет". По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
Н.Н. Тютрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новая Транспортная Компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2021 года по делу N А33-22613/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2022 года по тому же делу,
...
В силу положений статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещению подлежат убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
...
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы статья 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", приказ Минтранса России от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом" не устанавливают конкретные сроки подачи вагонов на путь необщего пользования и принятия вагонов к перевозке."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 марта 2022 г. N Ф02-1116/22 по делу N А33-22613/2021