город Иркутск |
|
06 апреля 2022 г. |
Дело N А19-8923/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Соколовой Л.М., Тютриной Н.Н.,
с участием представителей общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" до перерыва в судебном заседании Кузьменковой А.С. (доверенность от 10.01.2022, удостоверение адвоката), до и после перерыва общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "МДФ" Лапшина В.Н. (доверенность от 20.10.2021, удостоверение адвоката),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "МДФ" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 сентября 2021 года по делу N А19-8923/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН: 1023801748948, ИНН: 3812065046, далее - ООО "РТ-НЭО Иркутск", истец) обратилось в суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью Производственная компания "МДФ" (ОГРН: 1113814002719, ИНН: 3814017418, далее - ООО ПК "МДФ", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные в период с 01.01.2019 по 28.02.2021 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 2 387 316 рублей 52 копейки, 164 635 рублей 29 копеек неустойки за период с 12.02.2019 по 29.03.2021.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2021 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО ПК "МДФ" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, истцом не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих фактическое оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в заявленных объемах.
В возражениях на кассационную жалобу ООО "РТ-НЭО Иркутск" с изложенными в ней доводами не согласилось, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, полное и всестороннее исследование и оценку судами имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, в связи с чем, просило в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании суда округа представители ответчика и истца поддержали соответственно доводы и требования кассационной жалобы и отзыва на жалобу с учетом представленных дополнительных пояснений к ним.
В судебном заседании 23 марта 2022 года в порядке частей 1, 2 статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 30 марта 2022 года, о чем в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзацами 2, 3 пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 99 "О процессуальных сроках", сделано публичное объявление путем размещения соответствующей информации в сети Интернет на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru. и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в разделах "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru и "Календарь судебных заседаний" http://rad.arbitr.ru.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда и с участием того же представителя заявителя жалобы, который поддержал свою ранее изложенную правовую позицию по делу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, истец является региональным оператором на территории Иркутской области, оказывает услуги по обращению с ТКО на основании соглашения с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.04.2018 N 318 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2)" и законодательства Российской Федерации.
Ответчик является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Иркутская область, г. Саянск, Промузел, база стройиндустрии, квартал VII, N 81 А, N 82, N 87, N 91, N 80А, N 89, N 92.
Региональный оператор исполнил обязанность по направлению публичной оферты (публикация), информация о необходимости заключения договоров по обращению с ТКО размещена в газете http://www.ogirk.m/issue-print 26.12.2018.
В этой связи правоотношения сторон с 17.01.2019 урегулированы договором на оказание услуг по обращению с ТКО N 9205-2019/ТКО на условиях типового договора.
В период с января 2019 по февраль 2021 года истец оказал ответчику услуги по обращению с ТКО на сумму 2 387 316 рублей 52 копеек.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из их обоснованности по праву и размеру.
Суд округа считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Как следует из материалов дела, истцом расчет задолженности произведен по части принадлежащих ответчику объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Саянск, Промузел, база стройиндустрии, квартал VII, исходя из площади каждого объекта, а по части объектов, исходя из количества сотрудников. Суды первой и апелляционной инстанций, согласились с данным расчетом, однако не включили в предмет исследования и оценки, являются ли принадлежащие ответчику нежилые помещения отдельными объектами, либо составляют единый производственный комплекс, что является существенным для применения норматива накопления ТКО.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 4 статьи 13.4 названного Закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 3 названных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями Правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1039).
Из пунктов 15 и 17 Правил N 1039 следует, что Реестр ведется уполномоченным органом на бумажном носителе и в электронном виде и включает в себя, в том числе, раздел "Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов", содержащий сведения об используемом покрытии, площади, количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема, и раздел "Данные о собственниках мест (площадок) накопления ТКО с указанием в нем категории собственника, его полного наименования, адреса и контактных данных. Информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В пункте 10 этих же Правил предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) их накопления складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердых коммунальных отходов вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дел видно, что в приложении N 1 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО N 9205-2019/ТКО от 17.01.2019 отражена информация о размещении места сбора и накопления ТКО для ответчика: г. Саянск, промузел кв-л 4А N19, количество контейнеров и их объем в куб.м соответственно 1 и 0,75.
Однако, обстоятельства, связанные с тем, включена ли указанная в приложении к вышеназванному договору площадка накопления ТКО в Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, относится ли ООО ПК "МДФ" к собственникам ТКО, осуществляющим складирование ТКО на указанной площадке с учетом того, что принадлежащие ему помещения расположены по адресу: г. Саянск, промузел, база стройиндустрии, квартал VII, судами не были исследованы.
Кроме того, как уже отмечал суд округа выше, при проверке правильности расчета задолженности судам следовало мотивировать правомерность применения определения объема оказываемых услуг (твердых коммунальных отходов) по отношению к объектам недвижимости ответчика, исходя из нормативов накопления, установленных приказом Министерства жилищной политики энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 N 58-28-мпр в части их отнесения к конкретной категории указанных в приказе объектов и применения соответствующих расчетных единиц.
Согласно части 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов не были включены в предмет судебного исследования имеющие существенное значение для рассматриваемого спора обстоятельства с учетом требований Правил N 1156, Правил N 1039 и Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального и материального права, не устраненные судом апелляционной инстанции, не могут быть самостоятельно устранены судом кассационной инстанции, поскольку в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению обстоятельств, исследованию и оценке доказательств.
В связи с чем, обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, проверить обоснованность размера предъявляемой к ответчику задолженности, и, соответственно, неустойки, разрешить спор по существу в соответствии с требованиями действующего законодательства и распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 сентября 2021 года по делу N А19-8923/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2021 года по тому же делу отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
Л.М. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердых коммунальных отходов вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
...
Согласно части 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Таким образом, при принятии обжалуемых судебных актов не были включены в предмет судебного исследования имеющие существенное значение для рассматриваемого спора обстоятельства с учетом требований Правил N 1156, Правил N 1039 и Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 апреля 2022 г. N Ф02-629/22 по делу N А19-8923/2021