город Иркутск |
|
08 апреля 2022 г. |
Дело N А19-5106/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Степановой И.С. (доверенность от 11.05.2021, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2021 года по делу N А19-5106/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственности Управляющая компания "Центр" (ОГРН 1073816000532, ИНН 3813003067, далее - ООО УК "Центр") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением признании незаконным решения Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба) N 53/21 от 25.01.2021 о внесении изменений в реестр лицензий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УК Саяны" (ОГРН 1203800011601, ИНН 3810084572, далее - ООО "УК Саяны").
На основании постановления Правительства Иркутской области от 01.03.2021 N 124 в результате реорганизации Служба государственного жилищного надзора Иркутской области переименована в Службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее - Служба).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО УК "Центр" обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что Службой был нарушен порядок принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий, поскольку не была проведена внеплановая проверка, обязанность проведения которой возникла в силу части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
Служба в отзыве на кассационную жалобу выразила несогласие с ее доводами, считает, что суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о законности решения Службы.
Третьим лицом отзыв на кассационную жалобу не направлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), ООО УК "Центр" и ООО "УК Саяны" своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Службы указал на законность и обоснованность судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО УК "Центр" на основании лицензии осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами N 19 по ул. Ленина 35 и N 35 по ул. Пушкина в г. Нижнеудинске Иркутской области (далее - МКД N 19 и МКД N 35), что отражено в реестре лицензий Иркутской области.
В Службу 28.10.2020 поступило заявление ООО "УК Саяны" о внесении изменений в реестр лицензий в отношении МКД N 19 и МКД N 35 в связи с принятием собственниками помещений МКД решений общего собрания об избрании управляющей организацией ООО "УК Саяны"; основание - протокол общих собраний собственников МКД N 19 от 20.09.2020 и протокол общего собрания собственников помещений МКД N 35 от 20.09.2020 по выбору ООО "УК Саяны" в качестве управляющей организации.
Учитывая, что МКД N 19 и МКД N 35 находились в управлении ООО УК "Центр", в соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), Службой принято решение о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области от 07.12.2020 N 1171/20.
Службой в адрес ООО УК "Центр" 07.12.2020 направлен запрос, согласно которому в связи с поступлением заявления ООО "УК Саяны" о внесении изменений в реестр лицензий о смене управляющей компании МКД N 19 и МКД N 35 необходимо представить в 10-дневный срок документы, подтверждающие наличие законных оснований дальнейшего осуществления деятельности по управлению указанными МКД.
Согласно ответу ООО УК "Центр" от 13.01.2021 на запрос Службы, протоколов общих собраний собственников помещений МКД N 19, МКД N 35 по выбору ООО УК "Центр" в качестве управляющей организации, проведенных после 20.09.2020, не имеется.
Службой проведена проверка заявления ООО "УК Саяны" и представленных документов на предмет соответствия требованиям, предусмотренным Порядком N 938/пр.
По результатам указанной процедуры решением N 53/21 от 25.01.2021 Службой внесены изменения в реестр лицензий Иркутской области в части сведений о многоквартирных домах N 19 и N 35, в отношении которых ООО УК "Центр" прекращает осуществление деятельности по управлению МКД с 31.01.2021, а ООО "УК Саяны" с 01.02.2021 приступает к осуществлению деятельности по управлению на основании решений общих собраний собственников помещений МКД N 19, МКД N 35, оформленных протоколами от 20.09.2020.
Не согласившись с решением Службы, связанным с внесением изменений в реестр, ООО УК "Центр" оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу частей 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
На основании части 1 статьи 192 Жилищного кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно статье 198 Жилищного кодекса, предусматривающей основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий, непредставление лицензиатом сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом, указано в качестве основания для проведения внеплановой проверки, по результатам которой подлежат внесению соответствующие изменения в реестр лицензий (часть 3).
В соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса утвержден Порядок N 938/пр определяющий условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления.
Пунктом 10 Порядка N 938/пр предусмотрены основания приостановления рассмотрения заявления, в том числе наличие противоречий в сведениях, представленных заявителем, сведениям содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления (подпункт "в" пункта 5, подпункт "а" пункта 10), отсутствие заявления о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом от иного заявителя (подпункт "в" пункта 10).
Согласно пункту 15 Порядка N 938/пр при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора: в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подпункт "а"); в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка (подпункт "в").
По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
Как установлено судами, ООО "УК Саяны" было выполнено требование о размещении информации в связи заключением договоров управления в части сведений о МКД N 19, МКД N 35 на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса (www.dom.gosuslugi.ru)
На основании поступившего заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договоров управления МКД, учитывая, что многоквартирные дома находились в управлении другой управляющей организации, которой не было представлено сведений о прекращении управления ими, в соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 10 Порядка N 938/пр, Службой принято решение о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий Иркутской области от 07.12.2020 N 1171/20 с целью проверки документов и сведений.
Так, судами установлено, что в адрес ООО УК "Центр" Службой направлен запрос о предоставлении информации по управлению спорными МКД, согласно ответу на который, протоколов общих собраний собственников помещений МКД N 19, МКД N 35 по выбору ООО УК "Центр" в качестве управляющей организации, проведенных после 20.09.2020, не имеется. При проверке заявления ООО "УК Саяны" и представленных им документов Службой их несоответствия требованиям, предусмотренным пунктами 2, 3, 5 Порядка N 938/пр не выявлено, с чем также согласились судебные инстанции.
Согласно пункту 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
По результатам исследования и оценки представленных доказательств и доводов сторон, учитывая установленные обстоятельства по выбору собственниками помещений МКД управляющей организации, о соответствии Порядку N 938/пр представленных ООО "УК Саяны" документов, суды пришли к мотивированным выводам о том, что у Службы оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления согласно пункту 9 Порядка N 938/пр не имелось.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Службой не проведена в соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса внеплановая проверка, подлежит отклонению, поскольку указанное не нарушает права заявителя, а также учитывая, что оспариваемое решение принято на основании актуальной, достоверной информации о выборе управляющей организации по результатам проверки документов и сведений, представленных обоими лицензиатами.
Исходя из изложенного, в связи с отсутствием совокупности условий, установленных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения заявленного требования, суды правомерно признали требования ООО УК "Центр" не подлежащими удовлетворению.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Доводы заявителя кассационной жалобы, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 сентября 2021 года по делу N А19-5106/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
По результатам исследования и оценки представленных доказательств и доводов сторон, учитывая установленные обстоятельства по выбору собственниками помещений МКД управляющей организации, о соответствии Порядку N 938/пр представленных ООО "УК Саяны" документов, суды пришли к мотивированным выводам о том, что у Службы оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления согласно пункту 9 Порядка N 938/пр не имелось.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Службой не проведена в соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса внеплановая проверка, подлежит отклонению, поскольку указанное не нарушает права заявителя, а также учитывая, что оспариваемое решение принято на основании актуальной, достоверной информации о выборе управляющей организации по результатам проверки документов и сведений, представленных обоими лицензиатами."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 апреля 2022 г. N Ф02-1141/22 по делу N А19-5106/2021