город Иркутск |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А58-1375/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Новиковой О.Н.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Шамаевой Т.С., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Кривогорницыной Т.А.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Барашкова В.Г. (доверенность от 18.11.2021, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Администрации муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 октября 2021 года по делу N А58-1375/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство финансов) о признании недействительным представления от 03.12.2020 N 17/16-1/14-2109 в части возложения обязанности по восстановлению в доход государственного бюджета субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на обеспечение производства и переработки продукции животноводства в сумме 12 081 579 рублей 96 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство сельского хозяйства).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт о признании недействительным абзаца 4 пункта 4 представления N 17/16/-1/14-2109 от 03.12.2020 в части возложения на Администрацию обязанности восстановления в доход государственного бюджета средств субвенции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, установив в ходе судебного заседания ошибочные данные, указанные в акте камеральной проверки о расхождении объема закупленного молока за 2017-2019 годы, проверяемом периоде 2017 года, не относящемся к периоду проверки 2018-2019 годов, суды должны были усмотреть нарушение принципов Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235. Выводы судов и Министерства финансов о том, что средства субсидии на обеспечение производства и переработки продукции скотоводства были использованы на оплату кредиторской задолженности СХПСПК "Байар" перед сдатчиками молока является ошибочными и противоречат обстоятельствам, установленным в рамках дела N А58-12779/2019. Все финансовые средства, выделенные из бюджета Республики Саха (Якутия) на покрытие расходов по заготовке молока, были использованы по целевому назначению. Вынужденные меры по целевому займу у ФАПК "Туймаада" были обусловлены необходимостью перевыполнения планов по заготовке молока и обеспечению оплаты труда крестьян. Главный распорядитель бюджетных средств в области сельского хозяйства Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) полностью подтверждает позицию Администрации о целевом характере использования бюджетных средств и не усматривает нарушение бюджетного законодательства РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов выразило несогласие с доводами Администрации.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), Администрация и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представители Министерства финансов указал на законность и обоснованность судебных актов.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, Министерством финансов Республики Саха (Якутия) на основании плана контрольных мероприятий на 2020 год, приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 02.09.2020 N 01-04/1312 "О назначении камеральной проверки в Администрации муниципального района Нюрбинский район Республики Саха (Якутия)" проведена плановая камеральная проверка соблюдения Администрацией бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе при реализации национальных проектов за 2018-2019 годы.
Министерством финансов в ходе проверки выявлено, в том числе, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.7.3.3 Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.0211 N 678 (далее - Порядок N 678), пункта 2.2.9 Соглашения о предоставлении субвенции в 2018 году от 23.01.2018 N С-4/02, пункта 2.2.11 Соглашения о предоставлении субвенции в 2019 году от 29.01.2019 N С-28/04, Администрацией произведено нецелевое использование средств субвенции на обеспечение производства и переработки продукции скотоводства, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), выраженное в виде оплаты кредиторской задолженности за прошлые годы, подлежащей погашению за счет местного бюджета, всего на сумму 12 081 579 рублей 96 копеек, в том числе за 2018 год - 8 226 881 рубль 95 копеек, за 2019 год - 3 854 698 рублей 01 копейка.
По результатам камеральной проверки составлен акт 21.10.2020 и выдано представление N 17/16-1/14-2109 от 03.12.2020, пунктом 4 которого Администрации предписано восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму субвенции на обеспечение производства и переработки продукции животноводства в размере 12 081 579 рублей.
Несогласие Администрации с представлением N 17/16-1/14-2109 от 03.12.2020 в указанной части явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требования Администрации, суды пришли к выводу о соответствии представления в оспариваемой части требованиям законодательства.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Согласно статье 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий либо требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Правила расходования, учета и отчетности субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства определяет Порядок N 678.
Согласно пункту 2.7.3.3 указанного Порядка возможность возмещения затрат по производству и переработке продукции скотоводства за декабрь предыдущего года предусматривается в 2017 году и не распространяется на последующие годы.
Обстоятельства дела, установленные судами, свидетельствуют о доказанности Министерством финансов фактов невыполнения Администрацией целей и условий соглашений о предоставлении в 2018, 2019 годах субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на обеспечение производства и переработки продукции скотоводства, и правомерности выставления представления с требованием восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субвенции в оспариваемой части.
В частности, судами установлено, что согласно распоряжениям главы муниципального района "Нюрбинский район" от 16.02.2018 N 310, от 22.03.2019 N 490 утверждена ставка субсидий предоставляемых из бюджета муниципального района "Нюрбинский район" в 2018 - 2019 году на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по производству молока и переработке продукции скотоводства в сумме 35,00 рубля/кг.
В 2018-2019 году Министерством сельского хозяйства в рамках соглашений с Администрацией средства субвенции доведены в объеме за 2018 год - 189 232 050 рублей (при плане продукции (заготовка молока) на конец отчетного периода 5 406 630 кг), за 2019 год - 187 021 135 рублей (при плане продукции (заготовка молока) на конец отчетного периода 5 343 610 кг).
Заготовительными организациями и сдатчиками молока в 2018 и 2019 году являлись СППК "Влада", СПСК "Вилмар". Согласно отчетным данным объем заготовки молока составил 5 170 577 кг и 5 234 072,8 кг соответственно за 2018 и 2019 года.
Отклонение между перечисленной районом субсидией и фактически сданным молоком за два указанных года составляет 12 090 442 рубля.
Бюджетные средства в размере 12 081 579 рублей 96 копеек были использованы Администрацией не на оплату заготовленного молока в 2018 и 2019 годах по соглашениям 2018 и 2019 года, а, как установили суды и Министерство, на оплату не своих расходных обязательств - кредиторской задолженности СХПСПК "Байар" перед сдатчиками молока, а также на оплату кредиторской задолженности заготовителям молока за предыдущий год, которая не относилась к расходным обязательствам государственного бюджета Республики Саха (Якутия), и подлежала погашению за счет местного бюджета в соответствии с условиями соглашения от 25.01.2017 N С-11/02 о предоставлении в 2017 году субвенций.
Вопреки доводу заявителя кассационной жалобы, оплата указанной кредиторской задолженности, является нарушением пункта 2.7.3.3 Порядка N 678, условий соглашений о предоставлении в 2018, 2019 годах субвенций и свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.
Следовательно, суды верно посчитали, что имело место нецелевое использование бюджетных средств; оспариваемой частью пункта 4 представления Министерства от 03.12.2020 N 17/16-1/14-2109 правомерно возложена обязанность восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого использования субвенции на обеспечение производства и переработки продукции животноводства в размере 12 081 579 рублей 96 копеек. Администрацией доказательств обратного не представлено.
Сумма к восстановлению, приведенная в представлении, не превышает фактическую сумму нецелевого использования 12 090 442 рубля.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на опечатки и неточности, допущенные в акте проверки, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Кроме того, как следует из аудиозаписи судебного заседания первой инстанции от 23.09.2021, в ходе судебного разбирательства данные по объемам закупленного молока за 2018-2019 годы были уточнены Министерством и согласованы сторонами. Как следует из материалов проверки, 2017 год не являлся проверяемым периодом, а указан Министерством информативно для раскрытия образования кредиторской задолженности.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судебными актами по делу N А58-12779/2019 подтверждается ошибочность выводов суда и Министерства об оплате за счет субсидии кредиторской задолженности СХПСПК "Байар" перед сдатчиками молока, отклоняется, как не обоснованный, поскольку в рамках указанного дела рассматривался иной период обязательств названной организации.
Кроме того, приведенный довод не имеет правового значения и не опровергает выводы судов о невыполнении условий и целей соглашений проверяемых периодов.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу направлены на установление по делу иных фактических обстоятельств и переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 октября 2021 года по делу N А58-1375/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Согласно статье 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий либо требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2022 г. N Ф02-1076/22 по делу N А58-1375/2021