город Иркутск |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А58-5149/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Ананьиной Г.В., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу акционерного общества "Полюс Алдан" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2021 года по делу N А58-5149/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Полюс Алдан" (ОГРН 1051400027579, ИНН 1402046085, далее - АО "Полюс Алдан", общество) обратилось Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее - Управление) о признании незаконными и отмене постановления от 14.07.2021 N ТБ-ФЕ14/07/202129ЯКТ о назначении административного наказания, представления от 14.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
АО "Полюс Алдан" обратилось Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что грузовые автомобили АО "Полюс Алдан" не являются транспортными средствами, на которые распространяются требования Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ). Общество осуществляет перевозку опасных грузов исключительно в границах места осуществления лицензируемого вида деятельности. Выводы судов о том, что общество является субъектом транспортной инфраструктуры как лицо - собственник транспортных средств, используемых в своей деятельности, основан на неправильном применении норм материального права. Представленные в материалы дела свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, в случаях предусмотренных ДОПОГ, подтверждают только факт соответствия транспортных средств требованиям Технического регламента Таможенного союза, но не подтверждают осуществление перевозок грузов повышенной опасности, на осуществление которых требуется получение специального разрешения. В действиях общества не содержится состав правонарушения.
Управлением отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления от 19.05.2021 N 165-р в отношении АО "Полюс Алдан" проведена плановая документарная проверка с целью осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2021 год, утвержденного руководителем Ространснадзора и размещенного на официальных сайтах Росстранснадзора www.rostransnadzor.ru и Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genproc.gov.ru.
При проведении проверки общества Управлением установлено, что АО "Полюс Алдана" имеет лицензию от 19.06.2018 серии ВМ-00 N 014638 П, выданную на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, и эксплуатирует три транспортных средства (далее - ТС), которые осуществляют перевозку опасных грузов: КАМАЗ 43253-С4 VIN: XTC432534H1372707, КАМАЗ 65117-А5 VIN: XTC651175J1385725, КРАЗ 6322-0000032-02 VIN: Y7A632200C0815342.
Приложением к лицензии установлено место осуществления лицензируемого вида деятельности: Республика Саха (Якутия), Алданский район пос. Нижний Куранах, на левом склоне руч. Латышенский правого притока р. Большой Куранах, в районе хвостохранилища Куранахский ЗИФ, склад взрывчатых материалов (базисный); Республика Саха (Якутия), Алданский район, 18 км на север от пос. Нижний Куранах, карьер "Северное"; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 9 км на северо-восток от пос. Нижний Куранах, карьер "Якокутское"; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 15 км на северо-восток от пос. Нижний Куранах, карьер "Порфировое"; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 9 км на восток от пос. Нижний Куранах, карьер "Канавное"; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 11 км на восток от пос. Нижний Куранах, карьер "Южное" (Первухинское); Республика Саха (Якутия), Алданский район, 6 км на северо-восток от пос. Нижний куранах, карьер "Боковое"; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 13 км на восток от пос. Нижний Куранах, карьер "Дорожное"; Республика Саха (Якутия), Алданский район, 10 км на северо-восток от пос. Нижний куранаха, карьер "Центральный".
В ходе проверки административным органом выявлены нарушения:
- в нарушение подпункта 1 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1640 (далее - Требования N 1640) при наличии более одного транспортного средства не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;
- в нарушение подпункта 2 пункта 6 Требования не назначено лицо (лица) в субъекте транспортной инфраструктуры, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства либо группы транспортных средств;
- в нарушение подпункта 3 пункта 6 Требования не представлена в Федеральное дорожное агентство полная и достоверная информация для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренного частью 4 статьи 6 Закона (на ТС: КАМАЗ 43253-С4, КАМАЗ 65117-А5, КРАЗ 6322-0000032-02);
- в нарушение подпункта 4 пункта 6 Требования не разработан, не утвержден и не направлен в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (КАМАЗ 43253-С4, КАМАЗ 65117-А5, КРАЗ 6322-0000032-02);
- в нарушение подпункта 10 пункта 6 Требования не проверены лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, в порядке, установленном в соответствии с частью 1.1 статьи 10 Закона;
- в нарушение подпункта 12 пункта 6 Требования не обеспечена подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) в соответствии с порядком, предусмотренным частями 1 и 2 статьи 12 Закона;
- в нарушение подпункта 13 пункта 6 Требования не информированы в наглядной и доступной форме все физические лица, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности в части, их касающейся;
- в нарушение подпункта 25 пункта 6 Требования организационно-распорядительным документом не определены: перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) (далее - персонал), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства; перечень штатных должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности транспортных средств; перечень штатных должностей работников юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности транспортного средства (за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 15.06.2021 N ТБ-АТ-15/06/2021/165.
По факту выявленных нарушений Управлением в отношении общества составлен протокол от 30.06.2021 серии ТБ-АТ-30/06/2021/29ЯКТ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 14.07.2021 АО "Полюс Алдан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
АО "Полюс Алдан" выдано представление от 14.07.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
АО "Полюс Алдан", не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды обеих инстанций исходили из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлено, что неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Пунктом 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ определено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно части 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 12 Закона N 16-ФЗ).
Согласно подпункту "а" пункта 11 статьи 1 указанного Закона к транспортным средствам относятся транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1640 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, пунктом 2 которых установлено, что документ применяется в отношении транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, определенных в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" и эксплуатируемых (осуществляющих перевозки) на территории Российской Федерации (далее - транспортные средства).
Согласно подпункту 3 пункта 3 Требований N 1640 документ не применяется в отношении: транспортных средств, осуществляющих перевозки в границах территории объектов, охрана которых возлагается на войска национальной гвардии Российской Федерации, военных объектов, охрана которых осуществляется воинскими частями и организациями Министерства обороны Российской Федерации, учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, а также в границах зон транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, промышленных (производственных, складских) объектов.
Руководствуясь приведенными положениями, по результатам исследования и оценки представленных доказательств и доводов сторон, учитывая вид и места осуществляемой обществом деятельности по обращению взрывчатых материалов (склон ручья в районе хвостохранилища, склад взрывчатых материалов, карьеры, расположенные на территории Алданского района), эксплуатацию обществом в своей деятельности трех транспортных средств, которые осуществляют перевозку опасных грузов, суды пришли к обоснованному выводу о том, что общество, как собственник ТС и субъект транспортной инфраструктуры, обязано в целях обеспечения транспортной безопасности соблюдать положения подпунктов 1, 2, 3, 4, 10, 12, 13, 25 пункта 6 указанных Требований N 1640.
Суды установили, что указанные требования не были соблюдены, факт нарушения обществом вышеприведенных требований поврежден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом проверки от 15.06.2021, протоколом об административном правонарушении от 30.06.2021, паспортами ТС, действующими свидетельствами о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов (необходимо для дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), должно быть возвращено выдавшему его учреждению в случае прекращения эксплуатации транспортного средства) и другими доказательствами.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ. Исключительных оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным суды не установили.
С учетом изложенного суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе об отсутствии в материалах дела специальных разрешений на перевозку опасных грузов, о подтверждении свидетельством о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов лишь соответствия транспортных средств требованиям технического регламента, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу направлены на установление по делу иных фактических обстоятельств и переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае отсутствуют существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2021 года по делу N А58-5149/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.