город Иркутск |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А19-5271/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,
при участии в судебном заседании представителя Областного государственного бюджетного учреждения "Ангарская станция по борьбе с болезнями животных" Тихомировой Л.В. (доверенность от 14.04.2022, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Горохова Александра Васильевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2021 года по делу N А19-5271/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Горохов Александр Васильевич (ОГРНИП 319385000086341, ИНН 381911985219, далее - Горохов А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Службе ветеринарии Иркутской области (далее - служба) о признании незаконным и отмене приказа N 49-спр от 31.07.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Областное государственное бюджетное учреждение "Ангарская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просил решение и постановление судов отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы оспаривал выводы судов о пропуске им срока на обращение в арбитражный суд, поскольку приказ N 49-спр от 31.07.2020 получил по электронной почте только 25.12.2020 и в пределах установленного срока (до 24.03.2021 включительно) обратился с соответствующим заявлением, при этом каких-либо доказательств направления ранее указанного приказа посредством почтовой связи службой не представлено.
По существу рассматриваемого спора предприниматель указал, что изначально приказ о введении ограничительных мероприятий и комплексный план соответствующих мероприятий в связи с обнаружением лейкоза у крупного рогатого скота (далее - КРС) были вынесены в отношении не Горохова А.В., а общества с ограниченной ответственностью "Светлый путь" (далее - ООО "Светлый путь"), в дальнейшем все больные животные, приобретенные предпринимателем у данной организации, были ликвидированы в целях нераспространения выявленного заболевания; до 21.04.2021 никаких ограничительных мероприятий по ветеринарному надзору в отношении предпринимателя не накладывалось; 23.04.2020 забор образцов крови у КРС в хозяйстве предпринимателя не производился, каких-либо документов, связанных с забором проб, он не подписывал; лаборатория Областного государственного бюджетного учреждения "Усольская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ОГБУ "Усольская СББЖ") не была аккредитована на проведение исследования биологических образцов крови КРС на лейкоз; оспариваемый приказ не распространяется на предпринимателя, поскольку вынесен в отношении другого лица - Горохова Алексея Васильевича.
Служба в представленном отзыве на кассационную жалобу заявила о согласии с обжалуемыми судебными актами.
Участвующий в судебном заседании представитель учреждения возражал против доводов кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 18.07.2018 в целях ликвидации очага и недопущения распространения на территории Иркутской области заболевания лейкоза, выявленного у КРС, принадлежащего хозяйству ООО "Светлый путь", расположенному по адресу: Иркутская область, Ангарский район, 200 метров южнее СНТ "Машхим" (бывшие земли подсобного хозяйства авиазавода), кадастровый номер 38:26:011304:45, службой вынесен приказ N 38-спр "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по лейкозу крупного рогатого скота на территории Иркутской области", составлен комплексный план организационно - хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий по ликвидации лейкоза КРС и недопущения его распространения на срок до 01.08.2019, перемещение неблагополучного КРС в связи с его продажей запрещено.
Приказом N 41-спр от 01.08.2019 срок ограничительных мероприятий продлен до 01.08.2020.
29.08.2019 между ООО "Светлый путь" (продавец) и предпринимателем (покупатель) заключен договор купли-продажи сельскохозяйственных животных, согласно которому покупатель приобрел у продавца, в том числе КРС в количестве 48 голов.
В целях ликвидации очага и недопущения распространения на территории Иркутской области заболевания лейкоза, выявленного у КРС, принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству, расположенному по адресу: Иркутская область, Ангарский район, 200 метров южнее СНТ "Машхим" (бывшие земли подсобного хозяйства авиазавода), кадастровый номер 38:26:011304:45, главой которого является Горохов А.В., приказом N 49-спр от 31.07.2020 срок ограничительных мероприятий продлен до 01.08.2022.
14.08.2020 при вручении предпринимателю приказа N 49-спр от 31.07.2020 комиссией в составе ветеринарного врача учреждения, начальника отдела службы по Ангарскому и Слюдянскому районам, водителя составлен акт об отказе Горохова А.В. в ознакомлении с указанным приказом.
Приказом службы N 28-спр от 10.03.2021 утвержден комплексный план организационно-хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий по ликвидации лейкоза КРС и недопущения его распространения в хозяйстве предпринимателя, данный приказ доведен до Горохова А.В. 22.03.2021.
Полагая, что приказ N 49-спр от 31.07.2020 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из пропуска предпринимателем процессуального срока оспаривания приказа службы, отсутствия ходатайства о восстановлении пропущенного срока, а также наличия правовых оснований для издания данного приказа.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании принятых органом власти решений может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных решений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту, законности из принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемых актов, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, который вынес соответствующие решения. Изложенные положения процессуального закона не освобождают лиц, оспаривающих указанные решения, от обязанности доказывания оснований своих требований.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1) задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств (пункт 1); система Государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя, в числе прочих, уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им организации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 N 395/174-пп утверждено Положение о Службе ветеринарии Иркутской области, в соответствии с которым исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области ветеринарии, является соответствующая служба; учреждение входит в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий, направленных на профилактику болезней и лечения животных, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, защиты населения от болезней, общих для человека и животных
На основании пункта 1 статьи 3.1 Закона N 4979-1 к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся установление и отмена ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 19.12.2011 N 476 лейкоз крупного рогатого скота включен в перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин).
Действовавшим в рассматриваемый период приказом Минсельхозпрода Российской Федерации от 11.05.1999 N 359 утверждены Правила по профилактике и борьбе с лейкозом крупного рогатого скота (далее - Правила N 359).
Согласно пункту 3.3 названных Правил первичный диагноз в благополучном по лейкозу хозяйстве устанавливается на основании положительных результатов серологического и гематологического или патоморфологического исследований.
В силу пункта 4.1 Правил N 359 хозяйства, в том числе хозяйства граждан, в которых установлено заболевание животных лейкозом в соответствии с пунктом 3.3 Правил N 359, по представлению главного государственного ветеринарного инспектора района (города) решением местной администрации объявляют неблагополучными и вводят в них комплекс ограничений, препятствующих распространению инфекции; одновременно утверждается комплексный план оздоровления неблагополучного хозяйства, фермы, стада и др.
Поскольку по результатам исследования и оценки представленных участвующими в деле лицами доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили неоднократное выявление учреждением фактов заболевания лейкозом КРС, отсутствие документального подтверждения отрицательных результатов на лейкоз в отношении части ранее заболевшего поголовья, обезличивание предпринимателем путем замены ушных бирок поголовья в хозяйстве, расположенном по адресу: Иркутская область, Ангарский район, 200 метров южнее СНТ "Машхим" (бывшие земли подсобного хозяйства авиазавода), кадастровый номер 38:26:011304:45, принадлежащего изначально ООО "Светлый путь", а в дальнейшем - Горохову А.В. (по договору купли-продажи от 29.08.2019), в связи с чем пришли к правильному выводу о наличии у службы правовых оснований для издания оспариваемого приказа, вносящего изменения в приказ службы N 38-спр 18.07.2018 и продляющего срок ограничительных мер, связанных с недопущением распространения на территории Иркутской области заболевания лейкоза, выявленного у КРС, в указанном хозяйстве. При этом со ссылкой на пункт 13 Устава Областного государственного учреждения "Усольская станция по борьбе с болезнями животных", утвержденного распоряжением службы N 234-ср от 17.11.2020, лицензию N 77.99.18.001.Л.000.125.08.11 от 22.08.2011 на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных, санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 38.УЦ.000.М.000034.06.16 от 15.06.2016 о соответствии деятельности ОГБУ "Усольская СББЖ" СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" суды пришли к обоснованному выводу о том, что указанная организация, сведения об аккредитации которой внесены реестр аккредитованных лиц 01.04.2016, имеет право на проведение работ по осуществлению лабораторных исследований в сфере ветеринарии. Также по результатам исследования в судебном заседании оригинала приказа N 49-спр от 31.07.2020 судом первой инстанции обоснованно установлено, что он вынесен в отношении надлежащего лица - Горохова Александра Васильевича, в связи с чем соответствующие доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
Кроме того, руководствуясь положениями статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку представленному в материалы дела комиссионному акту от 14.08.2020 об отказе Горохова А.В. в ознакомлении с приказом службы N 49-спр от 31.07.2020 в совокупности и взаимной связи с иными доказательствами по делу и пришли к правильному выводу о том, что о принятии данного приказа и о предполагаемом нарушении своих прав и законных интересов предпринимателю стало известно 14.08.2021, в связи с чем на момент обращения в Арбитражный суд Иркутской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением значительно пропущен установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ процессуальный срок, что при отсутствии ходатайства о восстановлении данного срока также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
По существу изложенные в кассационной жалобе доводы предпринимателя выражают несогласие с результатами судебной оценки представленных участвующими в деле лицами доказательств и направлены на их переоценку, а также установление обстоятельств, отличных от установленных в ходе судебного разбирательства, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, установленную положениями статьи 286 АПК РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
В силу статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, излишне уплаченная предпринимателем по квитанции N 1-4-173-834-902 от 18 февраля 2022 года при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 2 850 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2021 года по делу N А19-5271/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Индивидуальному предпринимателю Горохову Александру Васильевичу (ОГРНИП 319385000086341, ИНН 381911985219) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 850 рублей, излишне уплаченную по квитанции N 1-4-173-834-902 от 18 февраля 2022 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку по результатам исследования и оценки представленных участвующими в деле лицами доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили неоднократное выявление учреждением фактов заболевания лейкозом КРС, отсутствие документального подтверждения отрицательных результатов на лейкоз в отношении части ранее заболевшего поголовья, обезличивание предпринимателем путем замены ушных бирок поголовья в хозяйстве, расположенном по адресу: Иркутская область, Ангарский район, 200 метров южнее СНТ "Машхим" (бывшие земли подсобного хозяйства авиазавода), кадастровый номер 38:26:011304:45, принадлежащего изначально ООО "Светлый путь", а в дальнейшем - Горохову А.В. (по договору купли-продажи от 29.08.2019), в связи с чем пришли к правильному выводу о наличии у службы правовых оснований для издания оспариваемого приказа, вносящего изменения в приказ службы N 38-спр 18.07.2018 и продляющего срок ограничительных мер, связанных с недопущением распространения на территории Иркутской области заболевания лейкоза, выявленного у КРС, в указанном хозяйстве. При этом со ссылкой на пункт 13 Устава Областного государственного учреждения "Усольская станция по борьбе с болезнями животных", утвержденного распоряжением службы N 234-ср от 17.11.2020, лицензию N 77.99.18.001.Л.000.125.08.11 от 22.08.2011 на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных, санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 38.УЦ.000.М.000034.06.16 от 15.06.2016 о соответствии деятельности ОГБУ "Усольская СББЖ" СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" суды пришли к обоснованному выводу о том, что указанная организация, сведения об аккредитации которой внесены реестр аккредитованных лиц 01.04.2016, имеет право на проведение работ по осуществлению лабораторных исследований в сфере ветеринарии. Также по результатам исследования в судебном заседании оригинала приказа N 49-спр от 31.07.2020 судом первой инстанции обоснованно установлено, что он вынесен в отношении надлежащего лица - Горохова Александра Васильевича, в связи с чем соответствующие доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
...
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 сентября 2021 года по делу N А19-5271/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 апреля 2022 г. N Ф02-1181/22 по делу N А19-5271/2021