• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 апреля 2022 г. N Ф02-967/22 по делу N А10-2086/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В рассматриваемом случае по результатам административного обследования указанных в договорах аренды земельных участков с кадастровыми номерами 03:17:080134:112, 03:17:080134:113 и 03:17:080134:1 управлением Росреестра по Республике Бурятия установлено, что на этих участках отсутствуют объекты искусственного происхождения и объекты капитального строительства, эти участки не огорожены и свободны от зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, при этом 99 % площади этих участков покрыты лесной растительностью в виде деревьев хвойных пород, кустарников, дикорастущих растений естественного происхождения; признаки хозяйственной деятельности на указанных земельных участках отсутствуют (заключение от 28.04.2020 N 29).

В этой связи, установив, что земельные участки, являющиеся предметом договоров аренды от 03.02.2020 N 489, N 490 и N 491, расположены в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также, что возможность строительства на них новых объектов ограничена на законодательном уровне рядом условий, наличие которых в настоящем случае не усматривается, суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к обоснованному выводу о заключении вышеуказанных договоров аренды, предусматривающих строительство зданий и сооружений (пункт 3.3.2), в противоречие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643, действовавшего на момент заключения договоров и приостановления их государственной регистрации. Кроме того, принимая во внимание указанное выше заключение и вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 03:17:080134:112, 03:17:080134:113 и 03:17:080134:1 (индивидуальное жилищное строительство, малоэтажная жилая застройка), суды также признали, что использование спорных участков, покрытых лесом, с очевидностью будет иметь своим последствием вырубку леса, что нарушает действующий запрет, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 Закона об охране озера Байкал.

С учетом изложенного, установив соответствие требованиям законодательства решений регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации договоров аренды от 03.02.2020 N 489, N 490 и N 491, суд первой инстанции и апелляционный суд на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отказали в удовлетворении заявленных администрацией требований.

При этом, вопреки доводам администрации, суды правомерно указали на то, что пунктом 13 действующего в настоящее время постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 территория населенных пунктов, расположенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, выведена из-под запретов, связанных со строительством объектов капитального строительства (или их частей), однако указанное положение не исключает необходимости распространения на земельные участки, расположенные в границах таких населенных пунктов (которые могут как иметь, так и не иметь лесные насаждения), иных запретов, предусмотренных лесным законодательством, а также запретов, предусмотренных пунктом 4 указанного постановления о недопущении осуществления сплошных рубок лесных насаждений в границах указанной выше зоны, которые с неизбежностью предполагаются в случае строительства на участках объектов капитального строительства. В этой связи суды обоснованно признали несостоятельными доводы администрации о том, что с утратой силы постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 N 643 были устранены и обстоятельства, препятствовавшие осуществлению государственной регистрации договоров аренды.

При этом ссылки администрации о недопустимости применения при рассмотрении настоящего дела постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 являются несостоятельными, так как указанный нормативный правовой акт действовал в момент принятия регистрирующим органом решения об отказе в осуществлении государственной регистрации, в связи с чем подлежал учету и обоснованно был учтен им при принятии этого решения."