город Иркутск |
|
22 апреля 2022 г. |
Дело N А78-8181/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Качукова С.Б., Ламанского В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 октября 2021 года по делу N А78-8181/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации (далее - агентство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального района "Могочинский район" (далее - администрация) о признании недействительным образования земельных участков с кадастровыми номерами 75:28:450101:455 и 75:28:430101:451 на основании схем расположения земельных участков, утвержденных решениями от 25.01.2019 N N 39, 42, возложить обязанность снять с государственного кадастрового учета указанные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее - министерство), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (далее - учреждение), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 22 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 года, иск удовлетворен частично, суд признал недействительными сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 75:28:430101:451, 75:28:450101:455 с категорией "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и земли иного специального назначения", образованных на основании постановлений администрации муниципального района "Могочинский район" "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане" от 25.01.2019 N 39 и N 42.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судом необоснованно рассмотрено требование, которое не было заявлено истцом. Сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании заявления и приложенных документов, в этой связи сами сведения не могут быть признаны недействительными, а снятие с кадастрового учета земельных участков, не имеющих собственников, без их преобразования в порядке, определенном в Земельном кодексе Российской Федерации, не предусмотрено.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 12 апреля 2022 года судом объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 15 апреля 2022 года, информация о чем размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.12.2003 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 75:28:000000:500 площадью 2485674 га, расположенный по адресу: Читинская область, Могочинский район, Сретенский район.
На основании постановлений администрации муниципального района "Могочинский район" от 25.01.2019 N 39, 42 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане" 31.01.2019, 04.02.2019 земельные участки с кадастровыми номерами 75:28:450101:455, 75:28:430101:451 площадью 18 900 кв.м и 70 000 кв.м поставлены на государственный кадастровый учет
Ссылаясь на то, что указанные земельные участки располагаются в пределах земель лесного фонда, которыми администрация не вправе распоряжаться, агентство обратилось в суд с указанными выше требованиями.
Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что спорные лесные участки образованы и переведены администрацией из земель лесного фонда в земли промышленности и поставлены на кадастровый учет неправомерно, в этой связи посчитали достаточным для восстановления нарушенных прав агентства признания недействительными сведений Единого государственного реестра недвижимости о спорных земельных участках, образованных на основании постановлений администрации муниципального района "Могочинский район" от 25.01.2019 N 39, N 42 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (часть 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Согласно части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе свидетельство о государственной регистрации права от 21.10.2005, сведения из государственного лесного реестра, заключение ФГБУ "Рослесинфорг") суды пришли к выводу о том, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 75:28:450101:455 и 75:28:430101:451 образованы из земель лесного фонда Могочинского участкового лесничества Забайкальского края, находящихся в федеральной собственности.
При таких обстоятельствах, суды сделали обоснованные суждения о том, что администрация неправомерно распорядилась земельными участками, относящимися к лесному фонду и являющимся федеральной собственностью, чем нарушила права Российской Федерации как собственника.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Поскольку доказательств перевода спорных земельных участков из земель лесного фонда в иную категорию в установленном законом порядке (исключительный случай изъятия земель из состава лесного фонда) не представлено, выводы судов по существу заявленных требований о признании недействительным образования земельных участков с кадастровыми номерами 75:28:450101:455 и 75:28:430101:451 на основании схем расположения земельных участков, утвержденных постановлениями администрации муниципального района "Могочинский район" от 25.01.2019 N 39 и N 42, являются законными и обоснованными.
В то же время, как указано выше, истец просил признать недействительным образование земельных участков с кадастровыми номерами 75:28:450101:455 и 75:28:430101:451 на основании схем расположения земельного участка, утвержденных решениями от 25.01.2019 N N39, 42 и в связи с этим снять указанные земельные участки с государственного кадастрового учета.
Вместе с тем, суд первой инстанции указал, что решение суда о признании недействительными сведений Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 75:28:450101:455 и 75:28:430101:451 само по себе будет являться основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости, но в заявительном порядке с представлением заинтересованным лицом в регистрирующий орган иных необходимых документов.
Указанные выводы являются неверными в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным законом порядке.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пунктам 1 и 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; вступившие в законную силу судебные акты.
Как указано в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Как следует из буквального толкования Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26), образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41), учтенные в установленном законодательством порядке до 1 марта 2008 года при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70), имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что Федеральный закон N 218-ФЗ прямо предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом.
Как усматривается из материалов дела, спорные земельные участки с кадастровыми номерами 75:28:430101:451 и 75:28:450101:455 объектами чьих-либо прав не являются, образованы из земель лесного фонда, сведения об их основных характеристиках не носят статуса ранее учтенных и не являются преобразуемыми.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции, принимая во внимание основания постановки земельных участков на государственный кадастровый учет и установленные в этой связи обстоятельства, приходит к выводу о том, что в данном случае надлежащим способом восстановления нарушенного права истца будет исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 75:28:430101:451 и 75:28:450101:455.
Кроме того, основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о спорных земельных участках в данном случае послужили решения администрации об их образовании. Однако резолютивная часть решения суда не содержит выводов о незаконности данных решений.
Поскольку фактические обстоятельства при рассмотрении настоящего дела судами установлены, суд округа на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, изменить обжалуемые судебные акты в указанной части.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 октября 2021 года по делу N А78-8181/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 года изменить.
Признать недействительным образование земельных участков с кадастровыми номерами 75:28:450101:455 и 75:28:430101:451 с категорией "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и земли иного специального назначения" на основании схем расположения земельных участков, утвержденных постановлениями администрации муниципального района "Могочинский район" от 25.01.2019 N 39 и N 42.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 75:28:430101:451 и 75:28:450101:455.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из буквального толкования Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26), образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41), учтенные в установленном законодательством порядке до 1 марта 2008 года при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (часть 3 статьи 70), имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства следует, что Федеральный закон N 218-ФЗ прямо предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 апреля 2022 г. N Ф02-996/22 по делу N А78-8181/2020