город Иркутск |
|
25 апреля 2022 г. |
N А19-2391/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Скубаева А.И.,
при участии представителей от истца - Шупруто Светланы Владимировны (доверенность от 16.02.2022) (до перерыва), от ответчика - Кузьменковой Анны Сергеевны (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гвасалия Ирины Михайловны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 октября 2021 года по делу N А19-2391/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046, далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Гвасалия Ирине Михайловне (ОГРНИП 311385010400070, ИНН 383700214323, далее - Предприниматель) о взыскании 133 339 рублей 92 копеек задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.12.2020, а также 6 807 рублей 03 копеек неустойки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2022 года, производство по делу в части взыскания 6 807 рублей 03 копеек неустойки прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в остальной части иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в части удовлетворения иска в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам спора.
По мнению подателя кассационной жалобы, за период с января 2019 года по ноябрь 2020 года оплате подлежат плановые объемы, согласованные в договоре N 801678-2019/ТКО.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель истца их отклонил по мотивам, изложенным в отзыве от 14.04.2022.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 20.04.2022, объявлялся перерыв до 25.04.2022, о чем сделано публичное извещение в сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителя ответчика.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Иркутской области. Предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 745,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Слюдянка, ул. Кирова, 1/37.
В период 2019-2020 годы Общество оказало услуги по вывозу ТКО, образующихся в указанном нежилом здании, которые Предприниматель оплатила не полностью.
Ссылаясь на наличие задолженности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Расчет основан на разделении нежилых помещений на две категории по целевому назначению (торговые залы, складские помещения). При определении истцом объема оказанных услуг расчетной единицей является 1 кв.м, количество расчетных единиц 745,7, норматив накопления 0,274 куб.м/год (торговые залы) и 0,09 куб.м/год (складские помещения), объем принимаемых ТКО в период с января 2019 года по декабрь 2020 года 301,84992 куб.м. (12,57708 куб.м в месяц). Стоимость услуг - 167 108 рублей 28 копеек. Предприниматель оплатила 33 768 рублей 36 копеек.
Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых судебных актов.
Факт оказания услуг по обращению с ТКО подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут. Разногласия сторон касаются объема оказанных услуг.
По мнению истца, расчет задолженности следует производить исходя объема ТКО, определенного расчетным способом по нормативам накопления, а по мнению ответчика - необходимо учитывать плановые объемы, согласованные сторонами в договоре N 801678-2019/ТКО (2,5 куб.м в месяц).
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов обеих инстанций о правильности произведенного истцом расчета на основании следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 779, пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оплате подлежат фактически оказанные услуги.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или количества и объема контейнеров для накопления отходов, б) исходя из массы отходов, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В пункте 6 Правил N 505 определено, что коммерческий учет ТКО в отношении собственников ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил, то есть расчетным путем по нормативам накопления.
Учитывая правовое регулирование, использование при расчете плановых объемов противоречит требованиям действующего законодательства.
Нормативы накопления ТКО в Иркутской области установлены приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 N 58-28-мпр, в частности, норматив накопления ТКО для объектов торговли (с торговым залом) составляет 0,274 куб.м/год на 1 кв.м площади помещения, для складских помещений - 0,09 куб.м/год на 1 кв.м площади помещения (пункты 3.3, 3.4 раздела 3 "Предприятия торговли" таблицы 4).
На основании вышеприведенных норм и установленных обстоятельств суды обоснованно признали правомерным произведенный истцом расчет задолженности исходя из нормативов потребления, установленных уполномоченных органом.
В материалах дела отсутствуют доказательства направления заявки на заключение договора на иных условиях с приложением сведений о контейнерных площадках и об объеме отходов, документы, содержащие мотивированный отказ ответчика от приемки оказанных услуг за спорный период, а также претензии относительно качества и объема оказываемых услуг, или доказательства уклонения регионального оператора от оказания услуг.
В этой связи суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами не допущено.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Поскольку кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, расходы по уплате государственной пошлины за её рассмотрение на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 октября 2021 года по делу N А19-2391/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или количества и объема контейнеров для накопления отходов, б) исходя из массы отходов, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В пункте 6 Правил N 505 определено, что коммерческий учет ТКО в отношении собственников ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил, то есть расчетным путем по нормативам накопления."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2022 г. N Ф02-1541/22 по делу N А19-2391/2021