город Иркутск |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А78-3641/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Барской А.Л.,
судей: Васиной Т.П., Железняк Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения "Ксеньевское" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 сентября 2021 года по делу N А78-3641/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
исполняющий обязанности прокурора Забайкальского края в интересах муниципального образования городского поселения "Ксеньевское" муниципального района "Могочинский район" (далее - прокуратура) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации городского поселения "Ксеньевское" (ОГРН 1057527012784, ИНН 7512004152, далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания" (ОГРН 1107527000382, ИНН 7512005325, далее - общество) о признании недействительными договора безвозмездного пользования от 20.09.2013 N 2 в редакции дополнительного соглашения от 18.11.2020, договоров аренды муниципального недвижимого имущества от 28.09.2014 N 14/2014, от 01.11.2014 N 12/2014, N 13/2014 в редакции дополнительных соглашений к ним от 01.08.2020 и применении последствий недействительности сделок.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 06 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2021 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, администрация, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить принятые судебные акты, вынести по делу новое решение, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель жалобы указывает на отсутствие возможности проведения конкурса на заключение концессионного соглашения ввиду неоформления части спорного имущества в собственность муниципального образования.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в суд округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Забайкальского края и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.09.2013 между администрацией (ссудодатель) и обществом (ссудополучатель) заключен договор N 2 безвозмездного пользования недвижимым имуществом - котельной "Братск", расположенного по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, п. Ксеньевка, ул. Камерона, 27, для самостоятельного осуществления деятельности, сроком 11 месяцев. По акту приема-передачи муниципальное имущество принято ссудополучателем 20.09.2013. Дополнительным соглашением от 18.11.2020 к договору безвозмездного пользования стороны продлили срок действия договора до 02.12.2021, с целью проведения открытого конкурса для передачи объектов муниципальной инфраструктуры в аренду на долгосрочное пользование.
Кроме того, между администрацией (арендодатель) и обществом (арендатор) заключены договоры аренды муниципального имущества:
- от 28.09.2014 N 14/2014, предметом которого является передача в аренду на 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев насосной станции N 2, расположенной по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, п. Ксеньевка, 6801 км. пикет по ж/д, для использования в производственных целях. По акту приема-передачи муниципальное имущество принято арендатором 28.09.2014. Дополнительным соглашением от 01.08.2020 к договору от 28.09.2014 N 14/2014 стороны продлили срок действия договора до 01.07.2021 (до проведения процедуры торгов для заключения концессионного соглашения, проведения открытого конкурса для передачи объектов коммунальной инфраструктуры в аренду на долгосрочное пользование);
- от 01.11.2014 N 12/2014, предметом которого является передача в аренду на 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев здания котельной Центральная, расположенного по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, п. Ксеньевка, ул. Клубная, 35, общей площадью 267 кв. м, для использования в производственных целях. По акту приема-передачи муниципальное имущество (здание котельной Центральная и тепловые сети) принято арендатором 01.11.2014. Дополнительным соглашением от 01.08.2020 к договору от 01.11.2014 N 12/2014 стороны продлили срок действия договора до 01.07.2021 (до проведения процедуры торгов для заключения концессионного соглашения, проведения открытого конкурса для передачи объектов коммунальной инфраструктуры в аренду на долгосрочное пользование);
- от 01.11.2014 N 13/2014, предметом которого является передача в аренду на 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев здания котельной Больница, расположенного по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, п. Ксеньевка, ул. Дражная, 35, общей площадью 138,1 кв. м, для использования в производственных целях. По акту приема-передачи муниципальное имущество (здание котельной Больница и сети теплоснабжения) принято арендатором 01.11.2014. Дополнительным соглашением от 01.08.2020 к договору от 01.11.2014 N 13/2014 стороны продлили срок действия договора до 01.07.2021 (до проведения процедуры торгов для заключения концессионного соглашения, проведения открытого конкурса для передачи объектов коммунальной инфраструктуры в аренду на долгосрочное пользование).
Спорные объекты недвижимости включены в реестр муниципального имущества городского поселения "Ксеньевское" (реестр муниципального имущества городского поселения "Ксеньевское" на л. д. 142-180 т. 1), а право муниципальной собственности на них зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о регистрации права (л. д. 29, 37, 45, 55, 140, 141 т. 1) и выписками из ЕГРН, за исключением тепловых сетей, расположенных по адресу: Забайкальский край, Могочинский район, п. Ксеньевка, ул. Клубная, 35.
07.04.2020 межрайонной прокуратурой главе городского поселения "Ксеньевское" вынесено представление N 07-21а-2020 об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности и в сфере ЖКХ, а именно реестр муниципального имущества городского поселения "Ксеньевское" не соответствует требованиям Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424.
В письме от 14.04.2020 исх. N 224 администрация сообщила, что принимала все возможные меры для исполнения действующего законодательства и проведения соответствующего конкурса на заключение концессионного соглашения, конкурс не состоялся, для непрерывного оказания коммунальных услуг в поселке были заключены спорные договоры аренды и безвозмездного пользования.
Полагая, что совершенные сделки не соответствуют действующему законодательству, исполняющий обязанности прокурора в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия оснований для признания недействительными в силу ничтожности оспариваемых договоров как несоответствующих требованиям действующего законодательства, применения последствий их недействительности.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Как установлено частью 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что объекты, входящие в предмет спорных договоров, введены в эксплуатацию в 1930-х, 1980-х годах.
С учетом данного обстоятельства и, исходя из вышеприведенных положений закона, суды пришли к верному выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования такими объектами может быть осуществлена только на основании концессионного соглашения.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (пункт 1). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо (пункт 3).
На основании статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
При этом согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Как справедливо заключили суды, договор безвозмездного пользования от 20.09.2013 N 2 в редакции дополнительного соглашения от 18.11.2020, договоры аренды муниципального недвижимого имущества от 28.09.2014 N 14/2014, от 01.11.2014 N 12/2014, N 13/2014 в редакции дополнительных соглашений к ним от 01.08.2020 заключены администрацией и обществом с нарушением законодательства о теплоснабжении, о водоснабжении, о концессионных соглашениях, в силу чего правомерно признали их ничтожным и на основании статьи 167 (пункт 2) ГК РФ применили последствия недействительности сделок, обязав общество возвратить спорное имущество администрации.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств настоящего дела. Между тем несогласие заявителя с выводами судебных инстанций, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 сентября 2021 года по делу N А78-3641/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Л. Барская |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
При этом согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Как справедливо заключили суды, договор безвозмездного пользования от 20.09.2013 N 2 в редакции дополнительного соглашения от 18.11.2020, договоры аренды муниципального недвижимого имущества от 28.09.2014 N 14/2014, от 01.11.2014 N 12/2014, N 13/2014 в редакции дополнительных соглашений к ним от 01.08.2020 заключены администрацией и обществом с нарушением законодательства о теплоснабжении, о водоснабжении, о концессионных соглашениях, в силу чего правомерно признали их ничтожным и на основании статьи 167 (пункт 2) ГК РФ применили последствия недействительности сделок, обязав общество возвратить спорное имущество администрации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2022 г. N Ф02-1026/22 по делу N А78-3641/2021