город Иркутск |
|
24 мая 2022 г. |
Дело N А78-7067/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 декабря 2021 года по делу N А78-7067/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее - управление) о признании незаконным представления N 21-1/27 от 26.05.2021 в части требований пунктов 1 - 3 об устранении нарушений путем возврата в доход федерального бюджета денежных средств, израсходованных по нецелевому и неправомерному использованию, в сумме 8 573 498 рублей 08 копеек в срок до 01.12.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Государственное автономное учреждение Забайкальского края "Футбольный клуб "Чита" (ОГРН 1117536001868, ИНН 7536117155, далее - учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Магнум" (ОГРН 1027708019130, ИНН 7708210008, далее - ООО "Магнум").
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 10 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2022 года, заявленные требования удовлетворены частично: представление N 21-1/27 от 26.05.2021 признано незаконным в части требований пунктов 1 - 3 об устранении нарушений путем возврата в доход федерального бюджета денежных средств в сумме 7 824 644 рублей 01 копейки в срок до 01.12.2021; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения заявленных требований, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Согласно доводов кассационной жалобы, министерством в нарушение положений подпункта 1 пункта 1 статьи 158, пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус "Детский футбольный центр", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. N 165 (далее - Правила N 165) и Соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации N 777-17-2019-049 от 02.10.2019 (далее - Соглашение от 02.10.2019) в 2019 году допущено нецелевое расходование средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на осуществление спортивной подготовки, не включающей в себя спортивно-оздоровительный этап, в сумме 5 363 600 рублей; в нарушение требований статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частей 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) министерством неправомерно оплачено непоставленное, недоукомплектованное спортивное оборудование за счет средств субсидии из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" в 2019 - 2020 годах на общую сумму 3 209 898 рублей 08 копеек (2 301 810 рублей 87 копеек + 908 087 рублей 21 копейка); судами не дана надлежащая оценка постановлениям NN 20-23/55-2021, 20-23/56-2021 от 24.09.2021, которыми возбужденное по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) производство по административным делам в отношении министра физической культуры и спорта Забайкальского края прекращено в связи с малозначительностью, с применением замечания, а не в связи с отсутствием состава или события административного правонарушения.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу заявило о согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела в соответствии с Правилами N 165 Забайкальскому краю предоставлен иной межбюджетный трансферт на реализацию спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки в организациях, получивших статус "Детский футбольный центр", в размере 5 363 600 рублей.
Между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Забайкальского края в лице министерства заключено Соглашение от 02.10.2019, предметом которого явилось предоставление из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в 2019 году иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение - на реализацию спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки в организациях, получивших статус "Детский футбольный центр", в соответствии с лимитами бюджетных средств, доведенных министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов: код главного распорядителя средств федерального бюджета 777 "Министерство спорта Российской Федерации", раздел 11 "Физическая культура и спорт", подразделу 03 "Спорт высших достижений", целевая статья 1380253830 "Иные межбюджетные трансферты на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус "Детский футбольный центр", вид расходов 540.
Согласно пункту 6.1.1 данного Соглашения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством спорта Российской Федерации, на который со стороны субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) соглашения и предоставление отчетности, является министерство.
В дальнейшем между министерством и учреждением заключено соглашение о предоставлении субсидии на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), из бюджета Забайкальского края от 27.09.2019 (далее - Соглашение от 27.09.2019), по условиям которого субсидия в размере 5 363 600 рублей (средства федерального бюджета) выделена на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус "Детский футбольный центр" (пункт 1.1).
Также в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, приведенными в приложении 32 государственной программы "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302, в 2019 году Забайкальскому краю предоставлен иной межбюджетный трансферт на создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО), в размере 39 464 808 рублей 45 копеек.
Между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Забайкальского края заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации N 777-08-2019-147 от 06.02.2019 (далее - Соглашение от 06.02.2019), предметом которого выступало предоставление из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в 2019-2021 годах субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.
Согласно пункту 6.1.1 Соглашения от 06.02.2019 уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством спорта Российской Федерации, на который со стороны субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) соглашения и предоставление отчетности, является министерство.
В целях реализации мероприятий в рамках Соглашения от 06.02.2019 между министерством и ООО "Магнум" заключен государственный контракт N Ф.2019.405624 от 29.07.2019 на поставку комплектов спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом ГТО.
С аналогичным предметом между министерством и ООО "Спортика" заключен государственный контракт N ЭА/20-7760 от 12.08.2020.
На основании приказа управления N 8-о от 15.01.2021 в отношении министерства проведена плановая выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" за 2019-2020 годы, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 09.04.2021.
Согласно акту выездной проверки от 09.04.2021 по результатам проверки установлены нарушения подпункта 1 пункта 1 статьи 158, пункта 1 статьи 306.4 БК РФ, пункта 1 Правил N 165, подпунктов "а", "б" пункта 3.2, пункта 4.3.1 Соглашения от 02.10.2019, выразившиеся в заключении министерством соглашений о предоставлении учреждению субсидии на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус "Детский футбольный центр", что привело к нецелевому расходованию иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета в сумме 5 363 600 рублей; статьи 309 ГК РФ, частей 1, 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ, выразившиеся в неправомерной оплате министерством непоставленного, недоукомплектованного спортивного оборудования за счет средств субсидии из федерального бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" в 2019 году в сумме 2 301 810 рублей 87 копеек и в 2020 году в сумме 908 087 рублей 21 копейки.
Выявленные нарушения послужили основанием для выдачи министерству представления N 21-1/27 от 26.05.2021, в том числе с требованием об устранении допущенных нарушений путем возврата в доход федерального бюджета средств, израсходованных по нецелевому и неправомерному использованию, в общей сумме 8 573 498 рублей 08 копеек (5 363 600 рублей + 2 301 810 рублей 87 копеек + 908 087 рублей 21 копейки) в срок до 01.12.2021.
Не согласившись с данным представлением, министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя в части заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из несоответствия требованиям бюджетного законодательства пунктов 1 - 3 представления N 21-1/27 от 26.05.2021 ввиду отсутствия нецелевого и неправомерного использования министерством средств федерального бюджета в сумме 7 824 644 рублей 01 копейки, следовательно, незаконности оспариваемого представления и отсутствия нарушения прав и законных интересов министерства в соответствующей части.
Как следует из положений главы 24 АПК РФ, требование об оспаривании представления может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствия данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого представления закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого представления, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял соответствующий ненормативный правовой акт.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
На основании пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком, в том числе нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применив изложенные нормы материального права, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что учреждение осуществляет свою деятельность путем выполнения работ, оказания услуг в сфере физической культуры и спорта, включая такой вид деятельности, как организация и проведение работ на спортивно-оздоровительном этапе, а также организацию и проведение официальных физкультурных и физкультурно-оздоровительных мероприятий различного уровня; постановлением Бюро исполкома РФС N 208/1 от 20.03.2019 учреждению присвоен статус "Детский футбольный центр" сроком до 31.12.2019; директором учреждения утверждено Положение о проведении турнира по мини-футболу среди детско-юношеских команд (спортивно-оздоровительных групп (СОГ)) городской объединенной лиги "Гол" сезона 2019 года, целями и задачами которого выступают пропаганда здорового образа жизни, приобщение детей и подростков к систематической занятиям физической культурой и спортом, популяризация мини-футбола, выявление сильнейших детских команд города Читы, повышение уровня мастерства участников турнира, организация соревнований среди спортивно-оздоровительных групп; соответствующими приказами по учреждению произведено зачисление в группу СОГ занимающихся "Центра подготовки юных футболистов", велись журналы учета групп занятий спортивной школы СОГ-1, СОГ-2 по футболу, разработаны Положения о Центре подготовки юных футболистов и о приеме поступающих в Центр подготовки юных футболистов, Дополнительная общеразвивающая программа по футболу для подготовки футболистов в спортивно-оздоровительных группах в возрасте от 4 до 15 лет, закупалась экипировка, оборудование, инвентарь для спортивно-оздоровительных групп; по результатам проведения управлением в отношении учреждения выездной проверки предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" за 2019-2020 годы (акт от 02.04.2021) фактов нецелевого либо неэффективного использования выделенных бюджетных ассигнований не установлено; в соответствии с Законом Забайкальского края от 25.12.2018 N 1668-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов", а также выпиской из сводной бюджетной росписи бюджета Забайкальского края на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов от 06.09.2019 министерству доведены лимиты бюджетных средств на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус "Детский футбольный центр", без какого-либо акцента выделения полученных межбюджетных трансфертов на осуществление спортивно-оздоровительного этапа; предоставление по Соглашению от 02.10.2019 из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в 2019 году иного межбюджетного трансферта имело место по целевой статье "Иные межбюджетные трансферты на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус "Детский футбольный центр"; перечисление субсидии в адрес учреждения осуществлено с учетом справки - уведомления управления N 1091 от 03.09.2019 на осуществление спортивной подготовки в организациях, получивших статус "Детский футбольный центр"; в связи с чем мотивированно не установили фактов нецелевого расходования министерством полученного в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета в размере 5 363 600 рублей и, следовательно, правовых оснований для их возврата в доход федерального бюджета в соответствии с требованием оспариваемого представления.
Кроме того, поскольку на момент выставления управлением представления N 21-1/27 от 26.05.2021 спортивное оборудование за счет средств субсидии из федерального бюджета на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на сумму 2 461 044 рубля 01 копейка было фактически передано муниципалитетам, смонтировано, установлено и введено в эксплуатацию, при том, что в соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения от 06.02.2019 министерство должно обеспечить достижение значений результатов в соответствии с Приложением N 1 к Соглашению от 06.02.2019, которым установлена дата достижения конечного результата - 25.12.2023, суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на министерство обязанности по возврату в доход федерального бюджета правомерно и целевым образом освоенных бюджетных средств в указанной сумме.
При изложенных обстоятельствах с учетом положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ, суды пришли к правильным выводам о несоответствии требованиям бюджетного законодательства изложенных в пунктах 1 - 3 представления N 21-1/27 от 26.05.2021 требований о возврате в доход федерального бюджета денежных средств на общую сумму 7 824 644 рублей 01 копейки и нарушении прав и законных интересов министерства как субъекта бюджетных отношений, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные министерством требования в соответствующей части.
Суд округа отклоняет ссылку управления на постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ в отношении министра физической культуры и спорта Забайкальского края, поскольку, как установлено судами, из их содержания следует, что недостача и недокомплект спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок устранены.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда основаны на полном и всестороннем исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 10 декабря 2021 года по делу N А78-7067/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 февраля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком, в том числе нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
...
Суд округа отклоняет ссылку управления на постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ в отношении министра физической культуры и спорта Забайкальского края, поскольку, как установлено судами, из их содержания следует, что недостача и недокомплект спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок устранены."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2022 г. N Ф02-2182/22 по делу N А78-7067/2021