город Иркутск |
|
27 мая 2022 г. |
Дело N А19-22829/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Качукова С.Б., Яцкевич Ю.С.,
при участии в судебном заседании представителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области Гундарова И.С. (доверенность от 11.01.2022 N 1-ДВ, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2021 года по делу N А19-22829/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (далее - служба) обратился в арбитражный суд с иском к территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - управление) об обязании осуществить действия, связанные с прекращением права оперативного управления истца на нежилые помещения с кадастровыми номерами 85:06:130110:1618; 85:06:130110:1624; 85:06:130110:1619; 85:06:130110:1620 (по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, ул. Ватутина, д. 63А), 38:31:000050:5222 (по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, проспект Красных Партизан, д. 40), а также принять их в казну Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2022 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе приведены доводы об отсутствии оснований для принятия спорного имущества в состав казны Российской Федерации, поскольку не имеется потребности в данном имуществе у иных федеральных организаций, кроме того у территориального управления отсутствуют полномочия на принятие решений об изъятии неиспользуемого имущества без поручения Росимущества.
В отзыве на кассационную жалобу служба, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представитель службы поддержал доводы отзыва.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 85:06:130110:1618; 85:06:130110:1624; 85:06:130110:1619; 85:06:130110:1620, расположенных по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, ул. Ватутина, д. 63А, а также помещения площадью 104,8 кв.м. с кадастровым номером 38:31:000050:5222, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, проспект Красных Партизан, д. 40.
В отношении указанных помещений за службой зарегистрировано право оперативного управления.
Письмом от 19.06.2020 Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации согласовала истцу отказ от права оперативного управления на спорные помещения.
25.11.2020, 15.02.2021 истец известил ответчика о своем отказе от права оперативного управления спорными нежилыми помещениями и просил принять решение о принятии их в казну Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что указанные нежилые помещения не используются по назначению и ответчик уклоняется от их принятия в казну Российской Федерации, служба обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор, арбитражные суды, руководствуясь положениями статей 209, 216, 235, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности принять имущество в казну Российской Федерации и прекратить право оперативного управления истца спорным имуществом.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным данным кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований прекращения права собственности на вещь, в числе прочего, является отказ собственника от права собственности.
Таким образом, законодателем предусмотрена возможность обладателя вещного права отказаться от имущества, в том числе закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Исходя из изложенного, суды пришли к правомерному выводу о наличии у истца права на отказ от неиспользуемого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и права на передачу имущества ответчику (органу государственной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества), а также принимая во внимание согласование истцом вопроса прекращения соответствующих прав в отношении спорного имущества с Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации и отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия ответчика в вопросе принятия этого имущества в казну, суды обоснованно удовлетворили предъявленный иск.
Указанные выводы судов согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637.
Ссылка ответчика на то, что спорное имущество не может находиться в казне Российской Федерации без определения надлежащего субъекта, обеспечивающего сохранность и управление данным имуществом, поскольку, по мнению ответчика, изъятие имущества возможно одновременно с закреплением этого имущества за иными органами или учреждениями, подлежат отклонению, как основанные на неправильном понимании положений статей 236 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и без учета обязанностей ответчика, возложенных на него законом.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов и основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 декабря 2021 года по делу N А19-22829/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Исходя из изложенного, суды пришли к правомерному выводу о наличии у истца права на отказ от неиспользуемого имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и права на передачу имущества ответчику (органу государственной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества), а также принимая во внимание согласование истцом вопроса прекращения соответствующих прав в отношении спорного имущества с Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации и отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия ответчика в вопросе принятия этого имущества в казну, суды обоснованно удовлетворили предъявленный иск.
Указанные выводы судов согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637.
Ссылка ответчика на то, что спорное имущество не может находиться в казне Российской Федерации без определения надлежащего субъекта, обеспечивающего сохранность и управление данным имуществом, поскольку, по мнению ответчика, изъятие имущества возможно одновременно с закреплением этого имущества за иными органами или учреждениями, подлежат отклонению, как основанные на неправильном понимании положений статей 236 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и без учета обязанностей ответчика, возложенных на него законом."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 мая 2022 г. N Ф02-1295/22 по делу N А19-22829/2021