город Иркутск |
|
06 июня 2022 г. |
Дело N А19-9035/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при участии представителей Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Борисовой М.В. (доверенность от 10.06.2021), общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1951" Пескова А.С. (доверенность от 21.03.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2021 года по делу N А19-9035/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автоколонна 1951" (ОГРН 1043800526582, ИНН 3801072147, г. Ангарск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН: 1073808028271, ИНН: 3808170986, г. Иркутск, далее - Министерство) о взыскании 528 541 рубля убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Иркутской области, областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Ангарскому району".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 июля 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2020 года, исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 485 007 рублей 20 копеек убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04 марта 2021 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
При новом рассмотрении дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, исключил сумму компенсации в отношении граждан, у которых допущены ошибки в написании фамилии и указании сведений СНИЛС, а также дважды указанных в реестрах разных перевозчиков; просил взыскать 395 412 рублей 40 копеек убытков.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2022 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось, поскольку истцом не представлены достоверные сведения в отношении граждан, воспользовавшихся льготным проездом.
В судебном заседании 30.05.2022 представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30.05.2022 объявлялся перерыв до 01.06.2022, о чем сделано публичное извещение в сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда и с участием того же представителя заявителя жалобы, который поддержал ранее изложенную правовую позицию по делу, и представителя общества, отклонившего доводы кассационной жалобы по мотивам, приведенным в письменном отзыве от 30.05.2022.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем размещения информации в установленном порядке в сети "Интернет".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истцом заявлено требование о взыскании денежных средств в качестве компенсации неполученных доходов при оказании услуг по перевозке пассажиров льготной категории граждан.
При кассационном обжаловании судебных актов, заявитель жалобы не соглашается с выводами судов о доказанности факта перевозки граждан, поскольку сведения о гражданах, имеющих право на бесплатный проезд, являются недостоверными (содержат ошибки).
Данный довод подлежит отклонению в связи со следующим.
В силу статей 15, 1069, пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", с учетом Постановления Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп и соглашения от 08.02.2016 N 53-57-178/16-11, расходы транспортной организации, возникшие в связи с перевозкой отдельной категории граждан, воспользовавшихся правом на приобретение единого социального проездного билета (не полученная с пассажиров плата), подлежат компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Иркутской области) при предоставлении перевозчиком, помимо прочих документов, реестров учета реализованных единых социальных проездных билетов.
Исходя из заявленных требований, в предмет судебного исследования входят: факт оказания услуг по перевозке пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд и факт компенсации субъектом Российской Федерации (Иркутской областью) расходов, связанных с оказанием этих услуг.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что факт количества перевезенных истцом пассажиров льготной категории подтвержден реестрами учета реализованных единых социальных проездных билетов.
При этом суды признали, что допущенные в них ошибки при указании одного из идентифицирующих данных (фамилия, имя, отчество, СНИЛС), носят явно технический характер и позволяют установить личности граждан, которые приобрели единый социальный проездной билет.
На основании изложенных обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии у ответчика обязанности по компенсации расходов перевозчика на предоставление проезда гражданам льготной категории в размере 395 412 рублей 40 копеек.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов, и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права к установленным фактическим обстоятельствам дела. Переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2021 года по делу N А19-9035/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04 марта 2021 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
...
В силу статей 15, 1069, пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", с учетом Постановления Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп и соглашения от 08.02.2016 N 53-57-178/16-11, расходы транспортной организации, возникшие в связи с перевозкой отдельной категории граждан, воспользовавшихся правом на приобретение единого социального проездного билета (не полученная с пассажиров плата), подлежат компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Иркутской области) при предоставлении перевозчиком, помимо прочих документов, реестров учета реализованных единых социальных проездных билетов."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 июня 2022 г. N Ф02-2346/22 по делу N А19-9035/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2346/2022
04.03.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4164/20
06.12.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-9035/19
04.03.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7044/20
22.10.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4164/20
14.07.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-9035/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-9035/19