город Иркутск |
|
08 июня 2022 г. |
Дело N А78-5740/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 января 2022 года по делу N А78-5740/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Салапина Елена Викторовна (ОГРНИП 304753424400177, ИНН 753700295765, далее - ИП Салапина Е.В., предприниматель) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее - управление, административный орган) о назначении административного наказания N 1-115/122-75/1-21 от 20.05.2021.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 января 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2022 года, постановление управления N 1-115/122-75/1-21 от 20.05.2021 в части привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за использование земельного участка с кадастровым номером 75:32:030739:212 не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием признано незаконным, в части привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка с кадастровым номером 75:32:030739:28 не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания с назначением административного штрафа в размере 23 730 рублей.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения заявленных требований, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает судебные акты в части признания постановления управления незаконным, поскольку земельный участок с кадастровым номером 75:32:030739:212 используется не в соответствии с видом его разрешенного использования, зарегистрированным в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, должностными лицами административного органа на основании заданий N N 17, 18 от 15.03.2021 проведены внеплановые административные обследования земельных участков, расположенных по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Журавлева, 79, имеющих кадастровые номера 75:32:030739:212 и 75:32:030739:28, в ходе которых в том числе установлено, что земельный участок с кадастровым номером 75:32:030739:212 находится в общей долевой собственности ИП Салапиной Е.В. и Артебякина В.В., относится к территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (О-1), в которой согласно статье 34 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Чита", утвержденных Решением Думы городского округа "Город Чита" от 09.07.2020 N 77 (далее - Правила N 77), в качестве одного из основных видов использования допускается размещение объектов торговли (торговых центров, торгово-развлекательных центров (комплексов), что соответствует коду 4.2 видов разрешенного использования земельных участков; имеет вид разрешенного использования "для размещения производственных зданий и сооружений", на нем размещены торговый центр "Новосити" и зарядная станция для электромобиля.
Результаты обследования земельных участков зафиксированы в актах N N 25, 26 от 25.03.2021.
В связи с выявленными в ходе проведенных обследований обстоятельствами на основании мотивированных представлений от 31.03.2021 руководителем управления вынесены распоряжения N N 1-162-р, 1-164-р от 31.03.2021 о проведении внеплановых документарных проверок соблюдения земельного законодательства предпринимателем на земельных участках с кадастровыми номерами 75:32:030739:212 и 75:32:030739:28.
По результатам проведенных проверок составлены акты N 76 от 21.04.2021, N 82 от 23.04.2021, в которых зафиксировано, что предпринимателем допущены нарушения требований Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), выразившееся в использовании земельных участков с кадастровыми номерами 75:32:030739:212 и 75:32:030739:28, расположенных по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Журавлева, 79, не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, в связи с чем предпринимателю выданы предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства N 76 от 21.04.2021 и N 82 от 23.04.2021.
Выявленные нарушения послужили поводом для возбуждения в отношении предпринимателя дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, о чем составлены соответствующие протоколы N N 1-115-75/1-21, 1-122-75/1-21 от 29.04.2021 (в последующем объединенных в одно производство N 1-115/122-75/1-21).
Постановлением о назначении административного наказания N 1-115/122-75/1-21 от 20.05.2021 ИП Салапина Е.В. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 75 221 рубля 52 копейки.
Не согласившись с постановлением административного органа, предприниматель обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя в части заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 75:32:030739:212 расположен в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (О-1), одним из основных видов разрешенного использования которой является размещение объектов торговли (торговых центров, торгово-развлекательных центров (комплексов) (код 4.2), и фактически используется для размещения объекта торговли (торговый центр "Новосити"), что соответствует виду его разрешенного использования; отсутствие в ЕГРН сведений об используемом виде разрешенного использования (под размещение торгового центра) данного земельного участка не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и не является основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Из положений статьи 210 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 4); при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
Объективную сторону данного правонарушения образуют использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель либо использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 ЗК РФ определены категории земель в Российской Федерации по их целевому назначению (пункт 1); земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).
В соответствии со статьей 42 данного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Согласно положениям статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2); градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки; указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3).
В силу пункта 9 статьи 1, частей 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.
В соответствии с положениями статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1); применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3).
Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым для вида разрешенного использования земельного участка - объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2) предусмотрена возможность использования земельного участка для размещения объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг, размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра.
В соответствии со статьей 27 Правил N 77 территория городского округа "Город Чита" в соответствии с картой градостроительного зонирования подразделяется на территориальные зоны по видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; в общественно-деловые зоны включена, в том числе и зона делового, общественного и коммерческого назначения (О-1).
Согласно части 1 статьи 29 Правил N 77 в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, среди прочего, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне делового, общественного и коммерческого назначения (О-1) поименован - объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2) (статья 34 Правил N 77).
Согласно статье 35 Правил N 77 зона делового, общественного и коммерческого назначения (О-1) выделена для создания правовых условий формирования разнообразных объектов городского значения, связанных прежде всего с удовлетворением периодических и эпизодических потребностей населения в обслуживании при соблюдении видов разрешенного использования недвижимости.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применив изложенные нормы материального права, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что земельный участок с кадастровым номером 75:32:030739:212 находится в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (О-1), одним из основных видов разрешенного использования которой является - объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2); фактически на указанном земельном участке размещены торговый центр "Новосити" и зарядная станция для электромобиля, в связи с чем пришли к правильным выводам об использовании предпринимателем данного земельного участка в соответствии с его принадлежностью к категории земель населенных пунктов (территориальная зона О-1) и установленным видом разрешенного использования, правомерно удовлетворив заявленные требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления управления в соответствующей части.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с изложенными судебными выводами по причине использования предпринимателем земельного участка с кадастровым номером 75:32:030739:212 не в соответствии с видом его разрешенного использования, зарегистрированным в ЕГРН, подлежат отклонению, поскольку фактическое использование земельного участка в соответствии с его принадлежностью к категории земель населенных пунктов (территориальной зоне) и видом разрешенного использования, поименованных в Правилах N 77, даже при отсутствии в ЕГРН сведений о соответствующем виде разрешенного использования (под размещение торгового центра) не образует событие административного правонарушения, предусмотренное диспозицией части 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Данный вывод соответствует правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.10.2020 N 310-ЭС20-8733.
Несоответствия выводов судов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, судом округа не установлено.
Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, отсутствуют.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 января 2022 года по делу N А78-5740/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым для вида разрешенного использования земельного участка - объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2) предусмотрена возможность использования земельного участка для размещения объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг, размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с изложенными судебными выводами по причине использования предпринимателем земельного участка с кадастровым номером 75:32:030739:212 не в соответствии с видом его разрешенного использования, зарегистрированным в ЕГРН, подлежат отклонению, поскольку фактическое использование земельного участка в соответствии с его принадлежностью к категории земель населенных пунктов (территориальной зоне) и видом разрешенного использования, поименованных в Правилах N 77, даже при отсутствии в ЕГРН сведений о соответствующем виде разрешенного использования (под размещение торгового центра) не образует событие административного правонарушения, предусмотренное диспозицией части 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Данный вывод соответствует правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.10.2020 N 310-ЭС20-8733."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июня 2022 г. N Ф02-2443/22 по делу N А78-5740/2021