город Иркутск |
|
22 июня 2022 г. |
Дело N А19-20306/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Рудых А.И., Яцкевич Ю.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Норбоевой Д.А.,
при участии в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Падунского районного суда г. Братска Иркутской области представителя администрации муниципального образования города Братска - Чернышевой Т.В. (доверенность от 09.12.2021, диплом, служебное удостоверение) и присутствовавших в зале судебного заседания суда округа представителей общества с ограниченной ответственностью "Континент" - Белоголовкиной Ю.В. (доверенность от 22.04.2021, диплом, паспорт) и прокуратуры Иркутской области - Петровой И.А. (служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования города Братска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2021 года по делу N А19-20306/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Континент" (далее - ООО "Континент") обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования города Братска (далее - администрация) об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:1068, расположенного по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, северо-восточнее перекрестка проспекта Ленина и бульвара Победы, по координатам, указанным в иске.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2022 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
В кассационной жалобе приведены доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильном применении норм материального права. Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 38:34:012901:1068 и 38:34:012901:106 являются самостоятельными объектами гражданских прав. В этой связи ссылки судов на то, что границы земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:1068 должны соответствовать границам земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:106 являются несостоятельными. Изменение границ спорного земельного участка возможно только путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды. Судами неправомерно не применена исковая давность к заявленному требованию. Истцом не представлены доказательства нарушения его прав владения и пользования арендованным земельным участком со стороны администрации. Обществом избран неверный способ защиты гражданских прав. Выводы судов о злоупотреблении администрацией правом противоречит представленным доказательствам. Спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет на основании схемы, разработанной истцом.
В отзывах на кассационную жалобу общество и прокуратура, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых актов, просят оставить их без изменения.
Присутствующие в судебном заседании представители администрации, общества и прокуратуры поддержали доводы кассационной жалобы и отзывов на нее.
Как установлено судами, 25.05.2011 между обществом с ограниченной ответственностью "Фарт Л" и администрацией заключен договор аренды N 163-11, по условиям которого общество приняло во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 38:34:012901:106 для размещения временной автостоянки.
На указанном земельном участке расположено двухэтажное строение, право собственности на которое не зарегистрировано.
На основании договора перенайма от 01.06.2011 права и обязанности арендатора по договору перешли к истцу.
23.11.2011 земельный участок с кадастровым номером 38:34:012901:106 снят с кадастрового учета.
04.06.2012 общество обратилось в администрацию с заявлением о выполнении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и присвоении адреса земельному участку для размещения открытой автостоянки площадью 1,1161 га по адресу: Иркутская область, г. Братск, северо-восточнее перекрестка проспекта Ленина и бульвара Победы.
Постановлением администрации 15.08.2012 N 1693 утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
24.09.2012 испрашиваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 38:34:012901:1068.
Во исполнение решения суда по делу N А19-14647/2013 постановлением администрации от 14.03.2014 N 603 земельный участок с кадастровым номером 38:34:012901:1068 предоставлен в аренду обществу.
21.03.2014 сторонами заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:1068 для размещения обществом открытой автостоянки сроком на три года.
Пунктом 1.1 данного договора установлено, что границы земельного участка, указанные в кадастровом паспорте, не могут быть самостоятельно изменены арендатором.
Ссылаясь на то, что в результате утверждения администрацией схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:1068 и внесения в Единый государственный кадастр недвижимости сведений о его границах двухэтажное строение и забор стали располагаться за его пределами, общество обратилось в арбитражный суд с иском об установлении границ земельного участка.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и исходили из того, что границы земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:1068 не соответствуют его фактическим границам, поскольку строение и забор находятся за их пределами; местоположение границы данного земельного участка должно определяться на основании схемы и постановления администрации от 06.06.2008 N 1098; при формировании земельного участка не были согласованы его границы.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу статей 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, владеющее имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
В соответствии со статьями 11.1 и 70 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (статья 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент постановки спорного участка на государственный кадастровый учет)).
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривалось, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе кадастровый номер, описание местоположения границ объекта недвижимости, его площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.
Основанием для обращения в суд с требованием об установлении границ земельного участка является наличие возражений относительно местоположения его границ, предметом иска - определение надлежащей границы земельного участка. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
Таким образом, ответчиком по иску об установлении границ земельного участка является смежный землепользователь.
Однако в рамках настоящего дела исковые требования предъявлены не к смежному землепользователю, а к администрации как к арендодателю спорного земельного участка, что свидетельствует об отсутствии межевого спора со смежными землепользователями.
В рассматриваемый период порядок образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определялся статьями 11.3 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории являлась основанием для образования и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 38:34:012901:106, являвшийся предметом договора аренды от 25.05.2011 между сторонами, снят с государственного кадастрового учета 23.11.2011. Следовательно, с указанной даты он прекратил свое существование в качестве объекта гражданских прав.
Доказательства признания недействительным решения о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:106 в деле отсутствуют.
Кроме того, срок действия договора от 25.05.2011 аренды земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:106 истек 30.12.2011, сведений о его продлении или возобновлении на новый срок не имеется.
Таким образом, обращаясь 04.06.2012 с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для размещения открытой автостоянки площадью 1,1161 га, общество преследовало цель заключения договора аренды в отношении иного земельного участка, который только предстояло образовать.
Земельный участок с кадастровым номером 38:34:012901:1068 образован в иных границах, чем ранее существовавший земельный участок с кадастровым номером 38:34:012901:106, и является самостоятельным объектом права.
В то же время данное обстоятельство не свидетельствует о несоблюдении администрацией действующего законодательства при формировании земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:1068, доказательства нарушения порядка образования земельного участка, определения его границ, обществом не представлены.
Вопреки выводам судов при образовании земельного участка не требовалось согласования местоположения его границ с обществом в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку до момента его предоставления в аренду истец какими-либо правами на него не обладал.
Ссылки судов на то, что границы земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:1068 должны определяться на основании схемы и постановления администрации от 06.06.2008 N 1098, противоречат вышеприведенным нормам права и фактическим обстоятельствам спора, положения пункта 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к отношениям сторон применены неверно.
В рамках настоящего иска общество фактически просит изменить границы земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:1068 и привести их в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:106 (снят с кадастрового учета в 2011 году).
Между тем данный вопрос не может быть разрешен в рамках иска об установлении границ земельных участков, поскольку у общества отсутствует спор со смежными землепользователями. В договоре аренды 21.03.2014 стороны условились о том, что изменение границ земельного участка возможно только по обоюдному соглашению.
Фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:1068 в иных границах, наличие строения, забора, выходящих за пределы данного участка, не могут служить основанием для вывода о нарушении прав и законных интересов общества, поскольку данный участок сформирован в соответствии с законом и законные интересы истца этим не затронуты. При этом необходимо учесть, что права на указанное строение в установленном порядке не зарегистрированы и в настоящее время имеется спор о законности его возведения.
Таким образом, судами неправильно применены нормы материального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в иске (пункт 1, подпункт 1 пункта 2 статьи 288, подпункт 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2021 года по делу N А19-20306/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2022 года по тому же делу отменить.
Принять новый судебный акт.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемый период порядок образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определялся статьями 11.3 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории являлась основанием для образования и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
...
Вопреки выводам судов при образовании земельного участка не требовалось согласования местоположения его границ с обществом в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку до момента его предоставления в аренду истец какими-либо правами на него не обладал.
Ссылки судов на то, что границы земельного участка с кадастровым номером 38:34:012901:1068 должны определяться на основании схемы и постановления администрации от 06.06.2008 N 1098, противоречат вышеприведенным нормам права и фактическим обстоятельствам спора, положения пункта 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к отношениям сторон применены неверно."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июня 2022 г. N Ф02-2411/22 по делу N А19-20306/2020