город Иркутск |
|
27 июня 2022 г. |
Дело N А58-1136/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей администрации муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) Героевой В.А. (доверенность от 28.05.2021, диплом), Нартовой Е.А. (доверенность от 26.11.2020, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2021 года по делу N А58-1136/2021, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация МО "Ленский район", Администрация района) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным представления от 25.11.2020 N 01-0704028/20 администрации муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация МО "Город Ленск", Администрация поселения).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация МО "Ленский район" обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 9, 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что оплата работ по муниципальным контрактам в рамках Соглашения правомерно производилась Администрацией района по региональному классу 1105 на основании приказа Финансового управления МО "Ленский район" от 19.03.2019 N 47, который издан в соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставляющей финансовому органу муниципального образования право устанавливать коды региональной классификации, в целях реализации статьи 29 названного Кодекса без изменения источника финансирования; изменение Администрацией района регионального класса не является изменением источника финансирования с бюджета МО "Город Ленск" на бюджет МО "Ленский район"; на 01.01.2019 неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов из бюджета МО "Город Ленск" были утверждены в муниципальной программе "Развитие транспортной инфраструктуры Ленского района" в составе принятого бюджета на 2019 год; в течение 2019 года собственные средства бюджета района не выделялись.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация МО "Город Ленск" считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); Администрация МО "Ленский район" ходатайствовала о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители Администрация МО "Город Ленск" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с планом контрольных мероприятий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля в соответствии с частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекса) на 2020 год, на основании распоряжения от 04.09.2020 N 07-04-00752/20 Администрацией поселения проведено в Администрации МО "Ленский район" контрольное мероприятие "Проверка целевого использования средств бюджета МО "Город Ленск", переданных по Соглашению от 24.05.2018 N 11-11-254/8 "О передаче части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района", заключенному для исполнения Администрацией района полномочий по организации работ по ремонту, реконструкции и строительству улично-дорожной сети в границах МО "Город Ленск..
В ходе контрольного мероприятия установлено следующее.
На основании части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Соглашения, Решения городского Совета депутатов "О внесении изменений и дополнений в решение городского Совета депутатов муниципального образования "Город Ленск" Ленского района от 25.12.2017 N 4-1 "Об утверждении бюджета муниципального образования "Город Ленск" Ленского района Республики Саха (Якутия) на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" от 22.05.2018 N 7-2, общий объем переданных иных межбюджетных трансфертов составил 70 000 000 рублей, перечисленных платежным поручением от 29.06.2018 N 430.
Пунктом 1.2 Соглашения определен перечень объектов улично-дорожной сети, подлежащей ремонту (объекты улично-дорожной сети, которые включены в муниципальные контракты N N 42, 49, 54, 55, 56), и прочие объекты улично-дорожной сети по согласованию с Администрацией МО "Город Ленск".
Согласно пункту 2.2 указанного Соглашения неиспользованные в текущем финансовом году средства межбюджетных трансфертов, предоставленные Администрации района, подлежат возврату в бюджет Администрации МО "Город Ленск" до 31.12.2019 (с учетом протокола согласования разногласий от 25.05.2018).
Возможность дополнительного использования собственных финансовых средств муниципальным районом для осуществления переданных полномочий предусмотрена пунктом 4.1.3 Соглашения.
Из представленной Администрацией района информации Администрация МО "Город Ленск" установила, что в период с 2018-2019 г.г. во исполнение полномочий по Соглашению Администрацией МО "Ленский район" заключены долгосрочные муниципальные контракты на общую сумму 105 203 399 рублей 19 копеек, кассовый расход по которым составил 103 446 801 рубль 24 копейки:
- бюджет МО "Город Ленск" - 70 000 000 рублей;
- бюджет МО "Ленский район" - 33 446 801 рубль 24 копейки.
Финансовым управлением МО "Ленский район" (далее - ФИНУ) в рамках контрольного мероприятия представлены документы, устанавливающие применение кодов региональной классификации в МО "Ленский район" на 2018-2019г.г.
Согласно представленным документам в проверяемом периоде ФИНУ руководствовалось перечнем и кодами дополнительной классификации расходов местных бюджетов, применяемых при составлении и ведении сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей средств местных бюджетов, указанных в Приложении к приказу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 09.02.2010 N 01-04/0057, согласно которому для отражения в бюджете районов расходов по переданным полномочиям поселений по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", текущий и капитальный ремонт и реставрация нефинансовых активов (N п/п 20) применяется код 9105.
Из представленных документов следует, что по коду региональной классификации 9105 в 2018-2019 г.г. Администрацией МО "Ленский район" были произведены расходы в общей сумме 17 081 796 рублей 48 копеек, по коду ГР 1105 - 86 365 031 рубль 76 копеек.
Следовательно, в 2018-2019 гг. Администрацией района в рамках Соглашения фактический объем использованных средств бюджета Администрации поселения составил 17 081 796 рублей 48 копеек.
Таким образом, в нарушение пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса неиспользованный остаток в размере 52 918 230 рублей 52 копейки не был возвращен в бюджет МО "Город Ленск".
Результаты проверки отражены в акте проверки от 23.10.2020 N 11-06-029/20.
В адрес Главы Администрации МО "Ленский район" направлено представление от 25.11.2020 N 01-07-04028/20, которым предложено произвести возврат средств в размере 52 918 230 рублей 52 копейки в доход бюджета МО "Город Ленск".
Администрация МО "Ленский район" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242 Бюджетного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года (пункт 5).
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статья 29 Бюджетного кодекса).
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение Соглашения 24.05.2018 Администрацией района заключены 4 долгосрочных муниципальных контракта на ремонт участков автодороги от 23.07.2018 N 42, от 15.08.2018 N 54, от 15.08.2018 N 55, 15.08.2018 N 56 на общую сумму 70 000 000 рублей.
По контракту от 23.07.2018 N 42 (на сумму 9 830 285 рублей 59 копеек) в 2018 году оплачено 8 150 143 рубля 94 копейки; по контракту от 15.08.2018 N 54 (на сумму 54 063 241 рубль 84 копейки) в 2018 году оплачено 2 825 152 рубля 97 копеек; по контракту от 15.08.2018 N 55 (на сумму 24 790 003 рубля 48 копеек - за счет предоставленных межбюджетных трансфертов на сумму 6 106 472 рубля 57 копеек и из бюджета Администрации района в сумме 18 683 530 рублей 91 копейка) в 2018 году оплачено, в том числе в сумме 6 106 472 рубля 57 копеек.
Приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 09.02.2010 N 01-04/0057, который применялся ФИНУ МО "Ленский район" на 2018-2019 годы, установлены коды дополнительной классификации расходов для местных бюджетов, отражающие расходы поселения в бюджете муниципального района, а также коды, применяемые при передаваемых полномочиях по решению вопросов местного значения. В частности, по подстатье 225 КОСГУ "Работы, услуги по содержанию имущества" N п/п 20 "Текущий и капитальный ремонт и реставрация нефинансовых активов" установлены коды 9105 и 1105, соответственно.
Администрацией МО "Ленский район" оплата муниципальных контрактов в 2018 году на сумму 17 081 796 рублей произведена с региональным классом (РГ) 9105. Однако израсходованные в 2019 году денежные средства в сумме 52 918 230 рублей 52 копейки отражены с региональным классом 1105 (собственные средства муниципального района).
Доводы заявителя жалобы о том, что изменение регионального класса не является изменением источника финансирования с бюджета поселения на бюджет района; финансовому органу муниципального образования предоставлено право устанавливать коды региональной классификации, обоснованно и мотивированно отклонены судами, как несостоятельные.
Суды обоснованно признали, что в случае перехода обязательства по муниципальному контракту на следующий финансовый год, последнее уточняется по изначальному региональному классу предоставившего лимиты лица (по региональному классу 9105). В противном случае не представляется возможным установить источник финансирования.
В этой связи судебные инстанции правомерно посчитали, что ввиду изменения регионального класса по бюджетному обязательству на 2019 год, повлекшего изменение источника финансирования с бюджета МО "Город Ленск" на бюджет МО "Ленский район", не подтверждено в данном случае расходование средств МО "Город Ленск".
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2021 года по делу N А58-1136/2021, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 242 Бюджетного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года (пункт 5).
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статья 29 Бюджетного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2022 г. N Ф02-2978/22 по делу N А58-1136/2021