город Иркутск |
|
14 июля 2022 г. |
Дело N А33-21520/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 июля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Кушнаревой Н.П., Соколовой Л.М.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственной "Победа" Иваныча М.С. (доверенность от 28.07.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственной "Победа" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 января 2022 года по делу N А33-21520/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Победа" (ИНН 2431002510, ОГРН 1072447000560, с. Кириково Пировского района Красноярского края, далее также - ООО "Победа", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 13.07.2021 N 24-АВ-08/9370 решения межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (ИНН 2466222186, ОГРН 1092468031479, г. Красноярск, далее также - управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, управление, ответчик) об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:17:0000000:326 в аренду без проведения торгов.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены министерство лесного хозяйства Красноярского края, федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице филиала "Востсиблеспроект", администрация Казачинского района и казенное государственное бюджетное учреждение "Казачинское лесничество".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 27 января 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2022 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Победа" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт.
В поданной жалобе истец сослался на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, в частности, на ошибочность выводов судов об отсутствии оснований для признания отказа управления в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:17:0000000:326 в аренду без проведения торгов незаконным. Истец выразил несогласие с выводами судов об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда, поскольку ответчик данное обстоятельство не доказал, тогда как представленными в материалы дела доказательствами (выписки из ЕГРН, свидетельство о государственной регистрации права), напротив, подтверждается отнесение этого участка к категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, истец указал, что отказ ответчика в предоставлении земельного участка на том основании, что его территория покрыта густыми лесными насаждениями, не основан на нормах права. По утверждению истца, ссылки судов на письмо филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" от 17.11.2021 N 03/70-2796 не имеют правового значения, поскольку указанное письмо носит информационный характер.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Ответчик и третьи лица своих представителей в заседание не направили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом. От ответчика ко времени проведения заседания поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 08 июня 2022 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:17:0000000:326 площадью 37 743 719 кв.м, имеющий местоположение: Красноярский край, муниципальное образование Мокрушинский сельсовет (свидетельство о государственной регистрации права от 08.05.2014 серии 24 ЕК 332886, выписка из реестра федерального имущества от 22.10.2015 N 350/1). Согласно свидетельству о регистрации права указанный земельный участок относится к категрии земель - земли сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования. Участок поставлен на кадастровый учет 06.01.1997.
По поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском края (правопредшественник ответчика) от 07.07.2015 N ПП-10/27252 управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении этого участка, по результатам которой установлено, что его использование по целевому назначению - для сельскохозяйственного производства невозможно ввиду того, что территория участка покрыта густыми лесными насаждениями (акт от 30.10.2015).
Общество "Победа" как сельскохозяйственная организация на основании статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось к управлению Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с заявлением от 30.04.2021 N 24/04-2021 о предварительном согласовании предоставления названного земельного участка для сельскохозяйственного использования в аренду без проведения торгов.
Письмом от 13.07.2021 N 24-АВ-08/9370 управление сообщило обществу о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для использования в целях сельскохозяйственной деятельности, указав на то, что согласно акту о проведении внеплановой выездной проверки от 30.10.2015 этот участок покрыт густыми лесными насаждениями, а также на то, что в настоящее время министерством лесного хозяйства Красноярского края в ФГБУ "Рослесинфорг" направлены материалы для проведения лесоустроительной экспертизы в целях отнесения участка к землям лесного фонда.
Ссылаясь на несоответствие отказа управления действующему законодательству, ООО "Победа" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в котором просило признать его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции и поддержавший его выводы апелляционный суд руководствовались положениями статей 7, 8, 39.6, 39.14, 87, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 5, 6, 6.1, 7, 8, 67, 68, 69, 70, 70.1, 91 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и, установив, что спорный земельный участок не предназначен для ведения сельскохозяйственной деятельности, поскольку его территория покрыта густыми лесными насаждениями (акт о проведении внеплановой выездной проверки от 30.10.2015), и что участок частично относится к землям лесного фонда (письмо филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект" от 17.11.2021), исходили из соответствия решения ответчика требованиям действующего законодательства.
Между тем принятые судом первой инстанции и апелляционным судом решение и постановление подлежат отмене в связи со следующим.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано выше, ООО "Победа" оспаривает отказ управления Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:17:0000000:326 в аренду без проведения торгов для сельскохозяйственного использования.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона; исключения составляют случаи, предусмотренные пунктом 2 этой статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
При этом в пункте 1 указанной статьи указано, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду установлены статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Положения подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предполагают предоставление крестьянским (фермерским) хозяйствам или сельскохозяйственным организациям в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Как указано выше, в рассматриваемом случае основанием отказа управления в предоставлении обществу "Победа" земельного участка с кадастровым номером 24:17:0000000:326 в аренду для осуществления сельскохозяйственной деятельности явилось то, что согласно акту о проведении внеплановой выездной проверки от 30.10.2015 этот участок покрыт густыми лесными насаждениями, и то, что в настоящее время министерством лесного хозяйства Красноярского края в ФГБУ "Рослесинфорг" направлены материалы для проведения лесоустроительной экспертизы в целях отнесения участка к землям лесного фонда.
Признавая указанный отказ управления соответствующим закону, суды исходили из отнесения спорного земельного участка в части его площади к землям лесного фонда. При этом суды сослались на письмо ФГБУ "Рослесинфорг" от 17.11.2021 N 03-70/2796 и отзыв министерства лесного хозяйства Красноярского края, согласно которым испрашиваемый заявителем участок с кадастровым номером 24:17:0000000:326 при совмещении с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства частично относится к землям лесного фонда.
Между тем, делая указанные выводы, суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно пункту 2 этой статьи земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Определение границ лесных участков, относящихся к землям лесного фонда, осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству, которое в силу части 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
По результатам осуществления мероприятий по лесоустройству составляется лесоустроительная документация в электронной форме, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра (часть 5 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса (часть 2 этой статьи).
В соответствии с частью 2.1 этой статьи внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 утверждены Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение. Пунктом 2.1 данного приказа предусмотрены документы, являющиеся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, которыми являются: акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр, акты об изменении документированной информации государственного лесного реестра и акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию. В пункте 2.2 приказа указана первичная документация, являющаяся основанием для внесения в акты документированной информации, в числе которой названы лесоустроительная документация (подпункт 2.2.9), свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (подпункт 2.2.11) и выписка из Единого государственного реестра недвижимости (2.2.12). Согласно пункту 4.2 приказа акты о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении составляются должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия, или уполномоченным им лицом.
При этом в части 6 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления уполномоченным органом заинтересованному лицу исполнительной власти выписки из государственного лесного реестра.
С учетом изложенного выше рабочие планово-картографические материалы лесоустройства, на которые имеется ссылка в письме ФГБУ "Рослесинфорг" от 17.11.2021 N 03-70/2796, положенном судами в основу своих выводов об отнесении земельного участка с кадастровым номером 24:17:0000000:326 в части его площади к землям лесного фонда, являются первичными документами, составленными в процессе проведения лесоустройства, которые могут явиться основаниями для внесения соответствующей документированной информации в государственный лесной реестр с соблюдением установленного для этого порядка.
Однако непосредственно сама выписка из государственного лесного реестра с указанием сведений, позволяющих отнести спорный участок к категории земель лесного фонда, в материалы настоящего дела не представлена, суд указанную выписку не запросил, при том, что, исходя из положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда об обстоятельствах дела должны быть основаны на относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательствах.
Более того, в письме ФГБУ "Рослесинфорг" от 17.11.2021 N 03-70/2796 указано, что материалы лесоустройства, использованные при определении месторасположения земельного участка с кадастровым номером 24:17:0000000:326, не являются обязательными нормативно-техническими документами, а сведения, изложенные в этом письме, носят информационный характер и не могут быть рассмотрены в качестве основания для принятия решения или рекомендации по вопросам согласования границ земельных участков или в качестве любой другой рекомендации.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Принимая во внимание данное обстоятельство, суды при решении вопроса об отнесении земельного участка с кадастровым номером 24:17:0000000:326 к той или иной категории земель и, соответственно, при оценке законности оспариваемого отказа управления должны были также рассмотреть вопрос о возможности применения к отношениям сторон положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, согласно которым в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 этой статьи.
Между тем суды вопрос о возможности применения к отношениям сторон названных нормативных положений не рассмотрели.
При таких обстоятельствах выводы судов о соответствии закону оспариваемого отказа управления, изложенного в письме от 13.07.2021 N 24-АВ-08/9370, являются преждевременными.
На основании изложенного, принятые по делу решение и постановление не могут быть признаны законными и обоснованными, как того требует часть 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частями 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, исследовать и дать оценку всем имеющимся в материалах дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц с отражением результатов такой оценки в судебном акте, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, по результатам чего разрешить имеющийся спор. Кроме того, при новом рассмотрении дела суду также следует распределить расходы по уплате государственной пошлины, понесенные истцом при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 января 2022 года по делу N А33-21520/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2022 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Принимая во внимание данное обстоятельство, суды при решении вопроса об отнесении земельного участка с кадастровым номером 24:17:0000000:326 к той или иной категории земель и, соответственно, при оценке законности оспариваемого отказа управления должны были также рассмотреть вопрос о возможности применения к отношениям сторон положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, согласно которым в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 этой статьи."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 июля 2022 г. N Ф02-2928/22 по делу N А33-21520/2021