город Иркутск |
|
26 июля 2022 г. |
Дело N А19-2057/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа судьи Железняк Е.Г.,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тримед" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 марта 2022 года по делу N А19-2057/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН: 1023801748948, ИНН: 3812065046, далее - ООО "РТ-НЭО Иркутск", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лаборатория имени Святителя Луки" (ОГРН: 1193850011013, ИНН: 3810079533, г. Иркутск, далее - ответчик) о взыскании 244 620 рублей 88 копеек основного долга за период с июля 2019 года по апрель 2021 года, 67 407 рублей 71 копейки пени за период с 13.08.2019 по 26.01.2022.
Дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощённого производства. В процессе рассмотрения дела ответчик сменил наименование на общество с ограниченной ответственностью "Тримед" (далее - ООО "Тримед").
Арбитражным судом Иркутской области 28 марта 2022 года вынесена резолютивная часть решения об удовлетворении иска.
В порядке апелляционного производства дело не рассматривалось.
Ответчик в кассационной жалобе просит принятое по делу решение отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Заявитель указывает, что в спорный период ответчиком не велась деятельность, а истцом не доказан факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). У ООО "Тримед" не имеется площадок и контейнеров для сбора ТКО, акты оказанных услуг подписаны не были. В приложенном к иску договоре на оказание услуг по вывозу ТКО от имени ответчика указано неуполномоченное лицо.
ООО "РТ-НЭО Иркутск" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятое по делу решение без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 этого же Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта с учетом требований статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование регионального оператора о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО и неустойки за просрочку оплаты.
Как следует из материалов дела, истец имеет статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Иркутской области и с 01.01.2019 приступил к исполнению обязанности регионального оператора в соответствии с пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разместив на условиях публичной оферты форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО в средствах массовой информации.
Ответчик является собственником помещений, расположенных по адресам:
г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, стр. 182д, пом. 2 (площадь 694,6 кв.м); г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, стр. 182д, пом. 4 (площадь 1090,8 кв.м); г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, стр. 182д, пом. 3 (площадь 181,7 кв.м).
Между сторонами на условиях типового заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 1096308-2019/ТКО от 02.07.2019, согласно пункту 15 которого учет объема ТКО производится расчетным способом исходя из нормативов накопления ТКО.
В период с июля 2019 года по апрель 2021 года истец оказал ответчику услуги по обращению с ТКО, в подтверждение чего представил универсальные передаточные документы.
Истец определил объем и стоимость оказанных услуг исходя из нормативов накопления ТКО в соответствии с приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 N 58-28-мпр и установленных в спорный период тарифов. Задолженность за оказанные услуги составила 244 620 рублей 88 копеек.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате задолженности послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, которым иск удовлетворен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма Типового договора.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или количества и объема контейнеров для накопления отходов, б) исходя из массы отходов, определенной с использованием средств измерения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе, договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 1096308-2019/ТКО от 02.07.2019 с приложениями к нему, универсальные передаточные документы; выписки из Единого государственного реестра недвижимости) суд первой инстанции установил факт оказания ответчику услуг по обращению с ТКО в спорный период.
Поскольку заявка в адрес регионального оператора заявителем жалобы не направлена, типовой договор собственником коммунальных отходов не подписан, мотивированный отказ от его подписания региональному оператору не направлен, суд пришел к обоснованному выводу о заключении между истцом и ответчиком договора N 1096308-2019/ТКО от 02.07.2019 по типовой форме.
В отсутствие доказательств, подтверждающих наличие собственного объекта размещения ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ) или осуществление сбора, вывоза и утилизации ТКО собственными силами ответчика или с помощью иного хозяйствующего субъекта (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также заключение договора на иных условиях с приложением сведений о контейнерных площадках и об объеме отходов, документов, содержащих мотивированный отказ ответчика от приемки оказанных услуг за спорный период, а также претензий относительно качества и объема оказываемых услуг, или доказательств уклонения регионального оператора от оказания услуг, выводы суда о наличии обязанности оплаты оказанных истцом услуг являются правомерными.
Оснований для иных выводов, исходя из доводов кассационной жалобы, у суда кассационной инстанций не имеется.
Проверив представленный истцом расчет объема ТКО, который определен исходя из нормативов накопления отходов, установленных уполномоченным органом, суд первой инстанции признал его верным, в связи с чем удовлетворил иск в заявленном истцом размере. Расчет взысканной неустойки ответчиком не оспорен.
Довод ООО "Тримед" о том, что в принадлежащих ему помещениях не велась какая-либо хозяйственная деятельность, не был предметом рассмотрения суда первой инстанции. Указанный довод кассационной жалобы не может быть положен в основу отмены обжалуемого судебного акта, поскольку заявлен без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Более того, процесс образования твердых коммунальных отходов является закономерным и объективным процессом, связанным с жизнедеятельностью потребителей. Доказательств того, что ответчиком не велась деятельность в рассматриваемый период, в материалы дела не представлено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные доводы заявителя по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 марта 2022 года по делу N А19-2057/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
...
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:"
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 июля 2022 г. N Ф02-3327/22 по делу N А19-2057/2022