город Иркутск |
|
02 августа 2022 г. |
Дело N А19-12039/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Клепиковой М.А.,
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Комиссарова Николая Петровича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 февраля 2022 года по делу N А19-12039/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046, г. Иркутск, далее - ООО "РТ-НЭО Иркутск", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Комиссарову Николаю Петровичу (ОГРНИП 304380811900025, ИНН 380802850883, г. Иркутск, далее - ИП Комиссаров Н.П., ответчик) о взыскании 87 322 рублей 20 копеек задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по договору N 815522-2019/ТКО от 17.01.2019 за период с 01.01.2019 по 30.04.2021, 7 571 рубля 31 копейки пени за период с 12.02.2019 по 11.05.2021.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 февраля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2022 года, иск удовлетворен.
Ответчик в кассационной жалобе и дополнении к ней просит вынесенные по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - статей 428, 438, 779, 781, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 24.7. Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ), части 6 статьи 23 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 29.12.2014 N 458-ФЗ.
ИП Комиссаров Н.П. в жалобе указывает, что не осуществлял образование твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) в спорный период, не пользовался услугами истца и не подписывал с ним договор на оказание услуг.
В поступивших дополнениях к жалобе ответчик указывает, что направлял в адрес ООО "РТ-НЭО" претензию, в которой указано, что ИП Комиссаров Н.П. не нуждается в услугах истца. Приводит доводы о наличии у него договоров с рядом лиц на поставку, вывозку, куплю-продажу вторичного сырья, а также об отсутствии вблизи принадлежащего ответчику здания мусорных контейнеров.
Представленные в суд кассационной инстанции копии документов (договор N 018 поставки вторичного сырья от 10.03.2018, акт сверки за период с 01.01.2019 по 31.03.2021, договор N 007 на вывоз вторичного сырья от 15.01.2019 с приложениями N 1 и N 2, акт сверки за период с 09.11.2018 по 31.10.2019, договор купли вторичного сырья N 89 от 06.03.2019, спецификация N 1 от 06.03.2019, приемо-сдаточные акты N 1510 от 18.03.2019 и N 2211 от 12.04.2019, претензия от 21.03.2021) к материалам дела не приобщаются и подлежат возврату ответчику, поскольку суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по принятию и оценке новых доказательств в силу положений статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции".
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 этого же Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов с учетом требований статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истец имеет статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Иркутской области и с 01.01.2019 приступил к исполнению обязанности регионального оператора в соответствии с пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разместив на условиях публичной оферты форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО в средствах массовой информации.
Ответчик является собственником нежилого помещения (подвал N 1, этаж N 1) с кадастровым номером 38:36:000031, площадью 122,2 кв.м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Д. Банзарова, д. 23.
Между сторонами на условиях типового заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 815522-2019/ТКО от 17.01.2019, согласно пункту 15 которого учет объема ТКО производится расчетным способом исходя из нормативов накопления ТКО.
В период с января 2019 года по апрель 2021 года истец оказал ответчику услуги по обращению с ТКО, в подтверждение чего представил универсальные передаточные документы.
Истец определил объем и стоимость оказанных услуг исходя из нормативов накопления ТКО в соответствии с приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 N 58-28-мпр и установленных в спорный период тарифов. Задолженность за оказанные услуги составила 87 322 рублей 20 копеек.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате задолженности послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов об удовлетворении иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - это юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма Типового договора.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или количества и объема контейнеров для накопления отходов, б) исходя из массы отходов, определенной с использованием средств измерения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе, договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 815522-2019/ТКО от 17.01.2019 с приложениями к нему, универсальные передаточные документы; выписку из Единого государственного реестра недвижимости) суды первой и апелляционной инстанций установили факт оказания ответчику услуг по обращению с ТКО в спорный период.
Поскольку заявка в адрес регионального оператора заявителем жалобы не направлена, типовой договор собственником коммунальных отходов не подписан, мотивированный отказ от его подписания региональному оператору не направлен, суды пришли к обоснованному выводу о заключении между истцом и ответчиком договора N 815522-2019/ТКО от 17.01.2019 по типовой форме.
В отсутствие доказательств, подтверждающих наличие собственного объекта размещения ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ) или осуществление сбора, вывоза и утилизации ТКО собственными силами ответчика или с помощью иного хозяйствующего субъекта (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а также заключение договора на иных условиях с приложением сведений о контейнерных площадках и об объеме отходов, документов, содержащих мотивированный отказ ответчика от приемки оказанных услуг за спорный период, а также претензий относительно качества и объема оказываемых услуг, или доказательств уклонения регионального оператора от оказания услуг, выводы судов о наличии обязанности оплаты оказанных истцом услуг являются правомерными.
Оснований для иных выводов, исходя из доводов кассационной жалобы, у суда кассационной инстанций не имеется.
Проверив представленный истцом расчет объема ТКО, который определен исходя из нормативов накопления отходов, установленных уполномоченным органом, суды первой и апелляционной инстанций признали его верным, в связи с чем удовлетворили иск в заявленном истцом размере. Расчет взысканной неустойки ответчиком не оспорен.
Довод ответчика о том, что он осуществлял утилизацию отходов самостоятельно с привлечением для этого иных лиц, не был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций. Указанный довод кассационной жалобы не может быть положен в основу отмены обжалуемых судебных актов, поскольку заявлен без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
При этом ответчик не заявляет о каких-либо обстоятельствах, которые препятствовали бы ему представить в суд первой инстанции все свои доводы и доказательства.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования доказательств, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные доводы заявителя по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 февраля 2022 года по делу N А19-12039/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
...
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:"
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 августа 2022 г. N Ф02-3617/22 по делу N А19-12039/2021