город Иркутск |
|
12 августа 2022 г. |
Дело N А33-22806/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Ананьиной Г.В., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аполло 24" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 декабря 2021 года по делу N А33-22806/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аполло 24" (ОГРН 1212400002242, ИНН 2465337297, далее - ООО "Аполло 24", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к административной комиссии Советского района в городе Красноярске (далее - административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления N 1040 от 03.08.2021 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 декабря 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2022 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Аполло 24" обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что судами не дана надлежащая правовая оценка доказательствам, представленным в материалы дела; административный орган не известил надлежащим образом общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по выявленному правонарушению, чем были нарушены права и законные интересы заявителя; вывод судов об обратном является ошибочным, учитывая, что невозможно уведомить о составлении протокола об административном правонарушении по еще не выявленному административному правонарушению.
Административной комиссией отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 08.07.2021 административным органом с использованием видеозаписи в отсутствие представителя заявителя, извещенного уведомлением от 22.06.2021 о дате, времени и месте осмотра территории и составлении протокола об административном правонарушении, был произведен осмотр фасада входной группы в нежилое помещение с логотипом "MS MIRREY SPORT" и прилегающей территории по адресу: г. Красноярск, ул. Авиаторов, 38 на предмет соблюдения правил благоустройства.
В ходе осмотра установлено, что возле крыльца, ведущего к входу магазина "MS MIRREY SPORT", размещены отходы (остатки картона, бумаги) вне мусорных контейнеров и урн для сбора отходов. Согласно информации, отраженной на доске потребителя и кассовом чеке, деятельность по указанному адресу осуществляет ООО "Аполло 24".
Указанные обстоятельства квалифицированы административным органом в качестве нарушения Правил благоустройства на территории г. Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 N В-378 (далее - Правила благоустройства).
Административной комиссией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2021 по пункту 1 статьи 5.1 Закона от 02.10.2008 N 7-2161 "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 7-2161).
Постановлением о назначении административного наказания N 1040 от 03.08.2021 ООО "Аполло 24" привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 5.1 Закона N 7-2161 с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о назначении административного наказания, ООО "Аполло 24" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из доказанности наличия в действиях общества состава вмененного правонарушения и соблюдения процедуры привлечения общества к ответственности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 1 статьи 5.1 Закона N 7-2161 нарушение правил благоустройства, озеленения и содержания территорий и строений, а равно правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение пунктов 2.13, 4.18 и раздела 3 Правил благоустройства, выразившееся в размещении отходов (остатков картона, бумаги) вне мусорных контейнеров и урн для сбора отходов.
Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с законодательством (пункт 1.2 Правил благоустройства).
Пунктом 2.13 Правил благоустройства запрещается оставлять отходы на прилегающей территории в не предназначенных для этих целей местах.
На основании раздела 3 Правил благоустройства лица, ответственные за благоустройство, обязаны обеспечивать качественную уборку закрепленных за ними объектов благоустройства и прилегающих к ним территорий.
В целях обеспечения чистоты и порядка на территории города запрещается оставлять отходы на территории города в местах, не предназначенных для этих целей.
Согласно пункту 4.18 Правил благоустройства, запрещается выбрасывать отходы вне мусорных контейнеров и урн для сбора отходов; накапливать и размещать отходы на территории города в не предусмотренных для этих целей местах; оставлять на улицах, бульварах, в парках, скверах и на других территориях общего пользования после окончания торговли используемое торговое оборудование, отходы и тару.
Факт несоблюдения указанных требований, а также осуществления заявителем деятельности в торговой точке, в отношении которой был произведен осмотр, подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.
Таким образом, совершенное обществом правонарушение правильно квалифицировано административной комиссией по части 1 статьи 5.1 Закона N 7-2161.
Учитывая положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суды признали наличие вины общества в совершении вменяемого правонарушения, указав на то, что им не были предприняты все зависящие меры по соблюдению обязательных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, при этом не представлено доказательств объективной невозможности выполнения нарушенных правил и норм.
Нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Довод кассационной жалобы о неизвещении административным органом надлежащим образом общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по выявленному правонарушению, также заявлялся в судах первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
В соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (часть 1). В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (часть 2).
Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Как следует из материалов дела, ООО "Аполло 24" при составлении протокола, а так же при рассмотрении дела об административном правонарушении не участвовало, явку представителя не обеспечило.
Вместе с тем, уведомлением от 22.06.2021 заявитель извещен о дате, времени и месте осмотра принадлежащей индивидуальному предпринимателю (юридическому лицу) территории, составлении протокола об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Суды установили, что соответствующее уведомление от 22.06.2021 направлено ООО "Аполло 24" почтовым отправлением по его юридическому адресу.
Уведомление обществом не получено; конверт возвращен за истечением срока хранения, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80092961110337. Нарушений порядка вручения корреспонденции и сроков ее хранения органом почтовой связи не допущено.
Как следует из указанного уведомления, в случае неявки на осмотр индивидуального предпринимателя (законного представителя юридического лица) и (или) лица, действующего на основании доверенности, при отсутствии от них ходатайства о переносе срока осмотра, если они извещены в установленном порядке, осмотр, изъятие и принятие решения об оформлении протокола об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении проводятся в их отсутствие. Уведомление также содержит разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных статьей 51 Конституции РФ и статьей 25.1 КоАП РФ.
Учитывая содержание уведомления, суды пришли к обоснованным выводам, что оно не противоречит части 1 статьи 28.5 КоАП РФ о немедленном составлении протокола об административном правонарушении после выявления совершения административного правонарушения.
Кроме того, как установили суды, обществом не получена и копия протокола об административном правонарушении от 08.07.2021, содержащая дату, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении, также направленная по юридическому адресу общества и возвращенная отправителю по истечении срока хранения, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80086462376415.
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридически значимое сообщение считается доставленным в случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
По результатам исследования и оценки представленных доказательств, суды обоснованно признали, что вопреки доводам заявителя, ООО "Аполло 24" было надлежащим образом уведомлено о времени и месте осмотра принадлежащей обществу территории, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Исходя из изложенного, суды верно установили соблюдение административной комиссией процедуры осмотра, предусмотренной статьей 27.8 КоАП РФ, процедуры привлечения к административной ответственности, установленной статьями 28.2, 28.5, 29.7 КоАП РФ, соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, установленных статьей 25.1 КоАП РФ, и иных прав, предусмотренных КоАП Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного суды сделали правильный вывод о законности оспариваемого постановления административного органа о привлечении ООО "Аполло 24" к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 5.1 Закона N 7-2161.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы заявителя кассационной жалобы судом округа проверены, однако подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 декабря 2021 года по делу N А33-22806/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия судебного акта на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам исследования и оценки представленных доказательств, суды обоснованно признали, что вопреки доводам заявителя, ООО "Аполло 24" было надлежащим образом уведомлено о времени и месте осмотра принадлежащей обществу территории, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Исходя из изложенного, суды верно установили соблюдение административной комиссией процедуры осмотра, предусмотренной статьей 27.8 КоАП РФ, процедуры привлечения к административной ответственности, установленной статьями 28.2, 28.5, 29.7 КоАП РФ, соблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, установленных статьей 25.1 КоАП РФ, и иных прав, предусмотренных КоАП Российской Федерации.
...
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 декабря 2021 года по делу N А33-22806/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 августа 2022 г. N Ф02-3178/22 по делу N А33-22806/2021