город Иркутск |
|
31 августа 2022 г. |
Дело N А33-7620/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на определение Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2022 по делу N А33-7620/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация закрытого административно-территориального образования города Зеленогорска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, Управление) о признании недействительным решения в части пункта 2 и предписания по делу N 024/01/15-2594/2021 от 24.02.2022, заявив ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого предписания.
Заявление принято к производству Арбитражный суд Красноярского края. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2022 года, ходатайство Администрации о принятии обеспечительных мер удовлетворено, действие предписания антимонопольного органа от 24.02.2022 N 024/01/15-2594/2021 приостановлено.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 07 июня 2022 заявление Администрации об оспаривании решения и предписания, на основании пункта 1 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оставлено без рассмотрения. Обеспечительные меры, принятые определением от 29 марта 2022 года, отменены.
Управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции о принятии обеспечительных мер и постановление апелляционного суда по мотивам неправильного применения судами части 2 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), нарушения положений статей 90, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что одно и то же ходатайство Администрации о принятии обеспечительных мер было рассмотрено в рамках судебных дел N А33-6925/2022 и N А33-7620/2022 разными судьями, при этом в первом случае судом принято мотивированное решение об отказе в удовлетворении ходатайства Администрации, а в рамках рассматриваемого дела такое же ходатайство судом было удовлетворено. По мнению Управления, основания для принятия к производству тождественного заявления Администрации у суда отсутствовали в силу пункта 1 части 1 статьи 148 АПК РФ, в связи с чем отсутствовал законно принятый судебный акт, позволяющий приостановить действие предписания; суд апелляционной инстанции ошибочно применил часть 3 статьи 159 АПК РФ, что повлекло необоснованный отказ удовлетворении апелляционной жалобы; вывод апелляционного суда о том, что при любом судебном оспаривании предписания антимонопольного органа, выданного в адрес органа местного самоуправления, срок исполнения предписания должен приостанавливаться, прямо противоречит части 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции; вывод апелляционного суда о том, что права и законные интересы антимонопольного органа на момент рассмотрения апелляционной жалобы обеспечительными мерами не затрагиваются в связи с их отменой, является некорректным, поскольку антимонопольный орган не может не учитывать обжалуемое определение при исчислении сроков исполнения предписания.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, комиссией Красноярского УФАС России по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения от 24.02.2022 N 024/01/15-2594/2021, которым Администрация была признана нарушившей пункт 8 части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, было выдано предписание от 24.02.2022 N 024/01/15-2594/2021 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В соответствии с предписанием Администрации в срок до 01.04.2022 надлежит отозвать карты маршрута и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 25, выданные предпринимателю Булучевскому О.А., выдать хозяйствующим субъектам карты маршрута N 25 и свидетельства об осуществлении перевозок по указанному маршруту по результатам процедуры, предусмотренной статьями 17, 19, 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В обоснование необходимости принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия предписания Администрация указала, что не может исполнить предписание в срок, так как предписание получено заявителем только 09.03.2022, когда до его исполнения осталось 17 рабочих дней, при этом в силу пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за 30 дней до их проведения. Исполнение предписания в части отзыва свидетельства и карты маршрута, до проведения конкурса, приведет к тому, что деятельность по осуществлению перевозок по маршруту N 25 будет полностью прекращена, что затронет интересы жителей города. Обеспечительные меры позволяют соблюсти баланс интересов заинтересованных лиц в том положении, которое существует в настоящий момент и до разрешения судом спора между его сторонами по существу.
Суд первой инстанции, оценив приведенные Администрацией доводы, учитывая содержание предписания, сроки его исполнения и установленные законодательством сроки проведения торгов по определению перевозчика, в целях сохранения баланса интересов заинтересованных сторон, обеспечения прав граждан на доступность общественных перевозок, а также принимая во внимание социальную значимость рассматриваемого вопроса, пришел к выводу о необходимости принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия предписания. При этом суд первой инстанции учел, что приостановление действия оспариваемого предписания не влечет за собой утрату возможности его исполнения в случае отказа в удовлетворении требований заявителя по существу спора, и не ущемляет интересы каких-либо лиц (обратного из материалов дела не следует).
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, изложенные в определении о принятии обеспечительных мер.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии со статьей 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). В части 2 названной статьи указано, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Доказывание наличия обстоятельств, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, в соответствии с частью 1 статьи 65 этого же Кодекса возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представить доказательства, подтверждающие его доводы.
Пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" установлено, что при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует учитывать: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 10 указанного постановления, обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора.
По результатам оценки доводов приведенных Администрацией в ходатайстве о принятии обеспечительных мер, суд первой инстанции счел его достаточно обоснованным, принимая во внимание срочный характер принятия обеспечительных мер и ограничительный характер доказывания (обоснования) необходимости их принятия. Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда, учитывая характер спора и содержание оспариваемого предписания (в срок до 01.04.2022 предписано отозвать карты маршрута, свидетельства об осуществлении перевозок, выданные предпринимателю, и определить перевозчика по результатам торгов), также пришел к выводу о том, что непринятие обеспечительных мер может затруднить исполнение судебного акта, поскольку к моменту окончания судебного спора предписание уже будет исполнено, независимо от его законности или незаконности.
Согласно положениям части 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции в случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом.
Учитывая содержание приведенной нормы, отклоняя ссылку антимонопольного органа о невозможности приостановления предписания выданного органу местного самоуправления, апелляционный суд правомерно указал, что обращаясь в суд с заявлением об оспаривании предписания, орган местного самоуправления не лишен права обратиться с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде приостановления его исполнения, доказав, при этом наличие предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ оснований для их применения.
При разрешении вопроса о необходимости принятия обеспечительных мер суд самостоятельно оценивает фактические обстоятельства дела и доводы, содержащиеся в ходатайстве об обеспечении иска.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что обеспечительные меры соответствуют предмету спора, и суды установили достаточную обоснованность, подтверждающую необходимость принятия обеспечительных мер, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Довод кассационной жалобы о невозможности рассмотрения одного и того же ходатайства Администрации о принятии обеспечительных мер в рамках разных судебных дел, исследован и обоснованно был отклонен судом апелляционной инстанции как не свидетельствующий о незаконности определения, принятого в рамках настоящего дела.
Из материалов дела следует, что поступившее в суд 28.03.2022 заявление Администрации об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа было принято судом к производству 29.03.2022, в связи с чем ходатайство Администрации о принятии обеспечительных мер по делу, соответствующее положениям статьи 92 АПК РФ, поданное одновременно с заявлением, рассмотрено судом в порядке статьи 93 АПК РФ.
Последующее принятие судом определения об оставлении заявления по существу спора без рассмотрения, в связи с установлением наличия в производстве арбитражного суда идентичных требований Администрации, не свидетельствует, что на момент рассмотрения обеспечительных мер основания для их принятия у суда отсутствовали.
Доказательств того, что ходатайства Администрации о принятии обеспечительных мер являлись одновременно поданными по двум делам и суд располагал такими сведениями, материалы дела не содержат.
Доводы, приведенные в кассационной жалобы, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2022 года по делу N А33-7620/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование необходимости принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия предписания Администрация указала, что не может исполнить предписание в срок, так как предписание получено заявителем только 09.03.2022, когда до его исполнения осталось 17 рабочих дней, при этом в силу пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за 30 дней до их проведения. Исполнение предписания в части отзыва свидетельства и карты маршрута, до проведения конкурса, приведет к тому, что деятельность по осуществлению перевозок по маршруту N 25 будет полностью прекращена, что затронет интересы жителей города. Обеспечительные меры позволяют соблюсти баланс интересов заинтересованных лиц в том положении, которое существует в настоящий момент и до разрешения судом спора между его сторонами по существу.
...
Доказывание наличия обстоятельств, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, в соответствии с частью 1 статьи 65 этого же Кодекса возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представить доказательства, подтверждающие его доводы.
...
Согласно положениям части 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции в случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 августа 2022 г. N Ф02-4151/22 по делу N А33-7620/2022