город Иркутск |
|
02 сентября 2022 г. |
Дело N А33-30768/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Левошко А.Н., рассмотрев кассационную жалобу Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 февраля 2022 года по делу N А33-30768/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Енисейское управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ПАРТНЕР" (ОГРН 1042401057698, ИНН 2443024357, далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 февраля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2022 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов об отсутствии в деяниях общества состава вменяемого административного правонарушения, указывает на то, обществом в установленном порядке сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2021 года в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - министерство) в установленный законом срок не представлены; представленная обществом в материалы дела квитанция ФГУП "Почта России" серия 353445-41 N 000506 об оплате за направление заказного письма в адрес министерства не подтверждает выполнение обязанности по своевременному представлению указанных сведений, содержание данной квитанции не позволяет подтвердить факт приема заказного письма, а также отследить маршрут прохождения через информационно-справочную систему ФГУП "Почта России".
Обществом отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству размещена Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети "Интернет" 02.07.2022.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ и пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" кассационные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество имеет лицензии на оказание услуг связи для целей кабельного вещания, выданные Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций N 129173 от 13.08.2015, N 129174 от 05.10.2015, N 173623 от 02.07.2019.
Пунктами 11 лицензионных требований, являющихся приложениями к лицензиям N 129173 от 13.08.2015, N 129174 от 05.10.2015, а также пунктом 12 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии N 173623 от 02.07.2019, на лицензиата возложена обязанность по предоставлению сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи.
10.03.2021 на официальном сайте министерства опубликована информация о том, что с 16.02.2021 сведения могут быть направлены в министерство почтовым отправлением по адресу: 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, а также размещены порядок действий операторов связи и информация с реквизитами для перечисления обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
По данным министерства (письмо от 19.11.2021) по состоянию на 17.11.2021 у общества имеется задолженность по представлению сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2021 года. Данное обстоятельство, по мнению административного органа, является нарушением пункта 5 статьи 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ), пункта 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного приказом Минкомсвязи России от 16.09.2008 N 41 (далее - Порядок N 41), пунктов 11 лицензионных требований, являющихся приложениями к лицензиям N 129173 от 13.08.2015, N 129174 от 05.10.2015, пункта 12 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии N 173623 от 02.07.2019.
26.11.2021 должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении N АП-24/6/1761, в котором совершенное обществом правонарушение квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями статей 203 АПК РФ, 23.1 КоАП РФ материалы административного производства с заявлением о привлечении общества к административной ответственности в направлены управлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности административным органом наличия в деяниях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Из положений статьи 205 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5). При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 29 Закона N 126-ФЗ и пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оказание услуг связи подлежит обязательному лицензированию.
В пункте 5 статьи 60 Закона N 126-ФЗ установлено, что операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
Согласно пункту 1 Порядка N 41 (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
Статьей 1.5. КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события или состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применив изложенные нормы права к установленным по делу фактическим обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что в качестве доказательства направления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2021 года обществом в материалы дела представлена квитанция ФГУП "Почта России" серия 353445-41 N 000506 с проставлением оттиска почтового штемпеля от 18.10.2021, из которой следует, что обществом до истечения срока предоставления указанных сведений (до 01.11.2021) по юридическому адресу министерства: 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, размещенному на его официальном сайте https://digital.gov.ru, направлено заказное письмо и оплачено 66 рублей за его отправку; почтовая квитанция соответствует форме квитанции в приеме почтовых отправлений, утвержденной приказом Минфина России от 29.12.2000 N 124н "Об утверждении бланков строгой отчетности"; административным органом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих направление обществом указанным заказным письмом и получение министерством иной корреспонденции, а не сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2021 года, и с учетом изложенной совокупности установленных по делу обстоятельств пришли к обоснованным выводам о недоказанности в нарушение требований части 5 статьи 205 АПК РФ административным органом состава вменяемого обществу административного правонарушения, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы, изложенные управлением в кассационной жалобе, не опровергают изложенные выводы судов первой и апелляционной инстанции, по существу направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судом округа не установлено существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 4 статьи 288, часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 февраля 2022 года по делу N А33-30768/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия судебного акта на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применив изложенные нормы права к установленным по делу фактическим обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что в качестве доказательства направления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2021 года обществом в материалы дела представлена квитанция ФГУП "Почта России" серия 353445-41 N 000506 с проставлением оттиска почтового штемпеля от 18.10.2021, из которой следует, что обществом до истечения срока предоставления указанных сведений (до 01.11.2021) по юридическому адресу министерства: 123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 2, размещенному на его официальном сайте https://digital.gov.ru, направлено заказное письмо и оплачено 66 рублей за его отправку; почтовая квитанция соответствует форме квитанции в приеме почтовых отправлений, утвержденной приказом Минфина России от 29.12.2000 N 124н "Об утверждении бланков строгой отчетности"; административным органом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих направление обществом указанным заказным письмом и получение министерством иной корреспонденции, а не сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за 3 квартал 2021 года, и с учетом изложенной совокупности установленных по делу обстоятельств пришли к обоснованным выводам о недоказанности в нарушение требований части 5 статьи 205 АПК РФ административным органом состава вменяемого обществу административного правонарушения, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 сентября 2022 г. N Ф02-3580/22 по делу N А33-30768/2021