город Иркутск |
|
06 сентября 2022 г. |
Дело N А19-21297/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Васиной Т.П., Яцкевич Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2022 года по делу N А19-21297/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройПроектСервис" (ОГРН 1073812008643, ИНН 3812100526, г. Иркутск, далее также - ООО "СтройПроектСервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об установлении факта нахождения участка недр, предоставленного в пользование на основании лицензии на право пользование участком недр местного значения от 25.02.2021 N ИРир00050ТЭ, в пределах географических координат, указанных в заявлении.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечено министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее также - министерство).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2022 года, заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт.
В поданной жалобе министерство выразило несогласие с выводами судов о наличии оснований для удовлетворения заявления общества. По утверждению министерства, оно не является лицом, выдавшим указанную выше лицензию, поэтому не может подтвердить или опровергнуть факт нахождения участка недр в указанных экспертом координатах. В этой связи, по мнению министерства, суды необоснованно отказали в удовлетворении заявленного им ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица администрации Иркутского районного муниципального образования с целью подтверждения или опровержения этого факта.
В представленном отзыве общество указало на несостоятельность доводов министерства, в связи с чем просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 03 августа 2022 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.05.1996 администрация Иркутского района выдала АООТ "Иркутский завод нерудных материалов" лицензию на право пользования недрами N ИРР 00018 ТЭ для разведки и добычи строительных песков на участке недр месторождения "Усть-Балейское", расположенного на территории Иркутского районного муниципального образования.
Впоследствии в связи с изменением наименования юридического лица - пользователя недр указанная лицензия переоформлена на лицензию N ИРир 00050 ТЭ.
В дальнейшем на основании договора купли-продажи от 14.10.2020 общество "СтройПроектСервис" приобрело у ООО "Иркутский завод нерудных материалов" имущественный комплекс, в результате чего министерство произвело переоформление права пользования участком недр на него и выдало ему лицензию на право пользования участком недр местного значения от 25.02.2021 N ИРир 00050 ТЭ сроком действия до 01.04.2024.
В целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых ООО "СтройПроектСервис" обратилось в министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением от 21.05.2021 N ПС-15-ЮР об утверждении проектной документации лесного участка со ссылкой на координаты, указанные в условиях пользования недрами, являющимися приложением N 1 к лицензии от 25.02.2021 N ИРир 00050 ТЭ.
Письмом от 25.06.2021 N 02-91-8790/21 министерство лесного комплекса Иркутской области отказало обществу в утверждении проектной документации лесного участка, в том числе по причине того, что в ходе проверки материалов проектирования участка выявлено, что испрашиваемый лесной участок расположен за пределами границ лицензионного участка.
По результатам рассмотрения заявления общества об утверждении проектной документации "Технический проект разработки участка недр в блоке В-III Усть-Балейского месторождения строительных песков" министерство распоряжением от 09.09.2021 N 746-мр отказало в согласовании указанного проекта. При этом комиссия по согласованию технических проектов в протоколе заседания от 09.09.2021 N 952 также указала, что координаты Усть-Балейского месторождения, указанные в лицензии от 25.02.2021 N ИРир 00050 ТЭ, не соответствуют территориальному местонахождению участка.
Общество "СтройПроектСервис" обратилось в министерство с заявлением от 06.08.2021 об изменении условий пользования недрами, а именно - координат участка недр, указанных в приложении N 3 к лицензии от 25.02.2021 N ИРир 00050 ТЭ, на что получило отказ в соответствующем изменении со ссылкой на то, что координаты, указанные в лицензии, выданной предыдущему пользователю недр (ООО "Иркутский завод нерудных материалов"), соответствуют координатам, указанным в лицензии, выданной обществу "СтройПроектСервис". При этом министерство также указало, что, обращаясь с заявлением о переоформлении лицензии на пользование участком недр, общество выразило согласие принять на себя в полном объеме выполнение условий пользования недрами, предусмотренные приложением N 1 к лицензии от 25.02.2021 N ИРир 00050 ТЭ (письмо от 03.09.2021 N 02-66-6018/21).
Ссылаясь на несовпадение фактического местонахождения предоставленного ему участка недр с его географическими координатами, указанными в приложении N 3 к лицензии от 25.02.2021 N ИРир00050ТЭ, и, как следствие, на наличие препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности в соответствии с условиями, установленными лицензионным соглашением, ООО "СтройПроектСервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя поданное заявление, суд первой инстанции признал доказанным указанные обществом обстоятельства и исходил из обоснованности заявленных им доводов.
По результатам повторного рассмотрения дела апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Указанные выводы судов являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 2 этой статьи перечень дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, является открытым.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение", по делам особого производства заявитель обязан представить доказательства того, что в силу закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 части 1 статьи 220 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт (часть 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении заявления суд устанавливает: не связывается ли установление факта с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду (часть 3 статьи 217, часть 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); не предусмотрен ли законодательством иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных процессуальных норм и разъяснений юридический значимый факт представляет собой факт реальной действительности, имеющий юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения правоотношения и не связанный с разрешением какого-либо спора, в котором соответствующее обстоятельство составляет предмет доказывания.
Как указано выше, поводом для обращения ООО "СтройПроектСервис" с настоящим заявлением явилось несовпадение фактического местонахождения участка недр месторождения "Усть-Балейское" с его географическими координатами, указанными в приложении N 3 к лицензии от 25.02.2021 N ИРир 00050 ТЭ.
В связи с тем, что для установления местоположения участка недр требуются специальные познания, суд первой инстанции на основании статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначил судебную землеустроительную экспертизу, проведение которой поручил эксперту ООО "Межевая компания кадастр" Халмахтанову А.М. (определение от 24 января 2022 года).
Согласно результатам проведенной по делу экспертизы координаты угловых точек участка недр в системе координат СК-42, указанные в приложении N 3 к лицензии от 25.02.2021 N ИРир 00050 ТЭ, не соответствуют фактическому местоположению этого участка. При этом эксперт установил фактическое местоположение участка недр месторождения "Усть-Балейское", предоставленного в пользование обществу "СтройПроектСервис" на основании лицензии от 25.02.2021 N ИРир 00050 ТЭ, в 1 километре к востоку от п. Усть-Балей, а также определил координаты спорного участка недр по результатам геодезических измерений в системе WGS-84.
По результатам оценки представленного экспертного заключения суды установили, что оно соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам данного вида статьей 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является полным, ясным, мотивированным и непротиворечивым, в связи с чем обоснованно признали это заключение допустимым и достоверным доказательством.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства (в том числе заключение эксперта ООО "Межевая компания кадастр"), а также доводы участвующих в деле лиц, положенные ими в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции и апелляционный суд признали установленным несоответствие фактического местонахождения участка недр месторождения "Усть-Балейское", предоставленного в пользование ООО "СтройПроектСервис" на основании лицензии от 25.02.2021 N ИРир 00050 ТЭ, его географическим координатам, указанным в приложении N 3 к этой лицензии, и с учетом результатов экспертизы определили фактическое местонахождение этого участка недр в пределах его координат, установленных экспертом по результатам геодезических измерений.
Указанные обстоятельства установлены судами по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств (в том числе экспертного заключения), которая произведена ими в пределах своих полномочий в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Правовых оснований для иных выводов, в частности для иной оценки этих доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Каких-либо доводов и доказательств того, что предоставленный заявителю участок недр расположен в иных координатах, нежели указаны экспертом, министерство как лицо, выдавшее лицензию от 25.02.2021 N ИРир 00050 ТЭ, не заявило и в материалы дела не представило.
При этом доводы министерства об отсутствии у него возможности подтвердить или опровергнуть факт нахождения участка недр в указанных экспертом координатах, подлежат отклонению, поскольку согласно Положению о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденному постановлением правительства Иркутской области от 29.12.2009 N 392/171-пп, оно является органом, на который возложены функции как по установлению границ участков недр местного значения, так и по принятию решений о предоставлении права пользования такими участками недр.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления ООО "СтройПроектСервис".
Доводы министерства о необоснованном непривлечении к участию в деле в качестве третьего лица администрации Иркутского районного муниципального образования (с целью подтверждения или опровержения факта нахождения участка недр в указанных экспертом координатах) являются несостоятельными, так как оснований для привлечения администрации у суда первой инстанции и апелляционного суда не имелось. Состав лиц, участвующих в деле, определен судами правильно.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов суд первой инстанции и апелляционный суд правильно применили нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для их изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые решение и постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2022 года по делу N А19-21297/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
Т.П. Васина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2022 года по делу N А19-21297/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 июня 2022 года по тому же делу,
...
По смыслу приведенных процессуальных норм и разъяснений юридический значимый факт представляет собой факт реальной действительности, имеющий юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения правоотношения и не связанный с разрешением какого-либо спора, в котором соответствующее обстоятельство составляет предмет доказывания."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 сентября 2022 г. N Ф02-3807/22 по делу N А19-21297/2021