город Иркутск |
|
14 сентября 2022 г. |
Дело N А19-22231/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Палащенко И.И.,
судей: Барской А.Л., Кореневой Т.И.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Косминова Алексея Николаевича - Агаева Дениса Сахлатаровича (доверенность от 25.10.2021, удостоверение адвоката),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Косминова Алексея Николаевича на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2022 года по делу N А19-22231/2021 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Косминов Алексей Николаевич (ОГРН 312380531400027, ИНН 383401017542, далее - индивидуальный предприниматель Косминов А.Н.) обратился с иском в Арбитражный суд Иркутской области к администрации Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области о взыскании 500 000 рублей долга по договору подряда N 01-10/18 от 12.10.2018.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2022 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2022 года решение от 23 марта 2022 года отменено, в удовлетворении требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Косминов А.Н. обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2022 года по делу N А19-22231/2021 Арбитражного суда Иркутской области отменить в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права: статей 8, 153, 711, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 711 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя кассационной жалобы, работы выполнены истцом полностью; возражения ответчика по выполненным работам не подтверждены.
Администрация Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области в отзыве на кассационную жалобу возразила против её доводов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Косминова А.Н. подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определенных статьей 286 этого же Кодекса.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 12.10.2018 между администрацией Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района Иркутской области и индивидуальным предпринимателем Косминовым А.Н. заключен договор подряда N 01-10/18 на выполнение работ по сносу аварийного здания, расположенного по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, р.п. Новая Игирма, квартал 3, д. 44.
По окончании выполнения работ подрядчиком 22.12.2018 стороны подписали акт сдачи-приемки работ, в котором заказчик признал, что в соответствии с договором N 01-0/18 от 12.10.2018 подрядчик выполнил возложенные на него обязательства.
Указывая на наличие задолженности ответчика по договору, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, принимая во внимание акт сверки, акт сдачи-приемки работ и платежные поручения, пришел к выводу о наличии задолженности ответчика перед истцом по договору в заявленной сумме.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Муниципальный контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а, следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
Администрация как орган местного самоуправления финансируется за счет средств бюджета. Из содержания договора от 22.12.2018 N 01-10/18 следует, что работы выполнялись для удовлетворения муниципальных нужд, они не относятся к случаям, предусмотренным статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Конкурс на заключение договора не проводился.
В условиях отсутствия государственного контракта на выполнение подрядных работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", фактическое выполнение предпринимателем работ не влечет возникновения на стороне администрации неосновательного обогащения и обязательств по оплате указанных работ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункты 1 и 2) заключение договора требует достижения соглашения по всем существенным условиям, в требуемой в подлежащих случаях форме, между всеми его участниками, и происходит посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Судом апелляционной инстанции установлено, что истец и ответчик не заключали государственный контракт на выполнение спорных работ.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Учитывая, что заключение государственного контракта является обязательным в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, поскольку финансирование работ для государственных нужд осуществляется из бюджета, в удовлетворении исковых требований отказано обоснованно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2022 года по делу N А19-22231/2021 Арбитражного суда Иркутской области основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2022 года по делу N А19-22231/2021 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Палащенко |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В условиях отсутствия государственного контракта на выполнение подрядных работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", фактическое выполнение предпринимателем работ не влечет возникновения на стороне администрации неосновательного обогащения и обязательств по оплате указанных работ.
...
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункты 1 и 2) заключение договора требует достижения соглашения по всем существенным условиям, в требуемой в подлежащих случаях форме, между всеми его участниками, и происходит посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
...
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Учитывая, что заключение государственного контракта является обязательным в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, поскольку финансирование работ для государственных нужд осуществляется из бюджета, в удовлетворении исковых требований отказано обоснованно."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 сентября 2022 г. N Ф02-3821/22 по делу N А19-22231/2021