город Иркутск |
|
21 сентября 2022 г. |
Дело N А74-12/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 апреля 2022 года по делу N А74-12/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" (ИНН 1901006465, ОГРН 1021900521169, далее - учреждение, больница) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным предписания Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Хакасия (далее - Служба) от 08.12.2021 N 35/12/21.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2022 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение, ссылаясь на нарушение норм материального права (пункт 2 статьи 64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункты 1, 6 статьи 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Законы N 323-ФЗ, и N 326-ФЗ), пункт 2.2 критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 N 203н (далее - Критерии N 203-н), пункты 35, 75 Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также её финансового обеспечения, утвержденного приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н (далее - Порядок N 231н), Перечень форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения, утвержденный приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030 (далее - Приказ N 1030), неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы: ребенок с учетом тяжести состояния здоровья и предварительно выставленного диагноза не мог быть госпитализирован в учреждение, в связи с чем не могла быть заведена карта состояния здоровья на его имя; действующим законодательством в сфере здравоохранения не утверждена форма осмотра в приемном отделении стационара пациентов, обратившихся за медицинской помощью и не подлежащих госпитализации в указанное учреждение; в осмотре отражена необходимая информация об оказании ребенку медицинской помощи и об его смерти; записи о проведенных реанимационных мероприятиях не могли быть отражены в документах больницы, так как ребенок был передан реанимационной бригаде другого медицинского учреждения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен, письмом от 15.09.2022 Служба ходатайствовала о проведении судебного заседания в отсутствие её представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа приходит к следующим выводам.
По результатам внеплановой выездной проверки в связи с поступлением информации из СМИ о смерти ребенка в приемном покое больницы, Службой составлен акт проверки от 08.12.2021 N 56, которым установлено, что в приемном покое не была заполнена медицинская карта стационарного больного (форма 003/у) на имя поступившего ребенка, что является нарушением требований пункта 2 статьи 64 Закона от N 323-ФЗ и пункта 2.2 Критериев N 203н.
В целях устранения выявленного нарушения больнице выдано предписание от 08.12.2021 N 35/12/21: принять меры к недопущению в дальнейшем нарушений федерального законодательства, причин, способствующих их совершению в дальнейшем (пункт 1); рассмотреть предписание с участием медицинского персонала (пункт 2); представить в территориальный орган информацию о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение предписания в срок до 28.12.2021 (пункт 3)..
Полагая указанное предписание незаконным, нарушающим его права и законные интересы, соблюдая досудебный порядок урегулирования спора, больница обратилась в суд с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Выводы судов являются правильными в силу следующего.
Согласно пункту 4 статьи 10 Закона N 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в её оказании не допускается.
Понятие медицинской помощи определено в подпунктах 3, 5 и 10 пункта 1 статьи 2 Закона N 323-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 79 Закона N 323-ФЗ установлена обязанность медицинской организации вести медицинскую документацию в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Закона N 323-ФЗ критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
К критериям качества в стационарных условиях и в условиях дневного стационара отнесено, в том числе: ведение медицинской документации - медицинской карты стационарного больного: заполнение всех разделов, предусмотренных стационарной картой; наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство; первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи в приемном отделении или профильном структурном подразделении (оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в стационарной карте); установление предварительного диагноза врачом приемного отделения или врачом профильного отделения не позднее 2 часов с момента поступления пациента в медицинскую организацию; формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания или состояния пациента, лабораторных и инструментальных методов исследования (при наличии) (пункт 2.2 критериев N 203н).
Приказом N 1030 утверждена форма N 003/у "Медицинская карта стационарного больного", бланки которой должны быть использованы учреждениями здравоохранения в своей работе для учета (письмо Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.11.2009 N 14-6/242888). Правильно применив указанные нормы права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее.
14.11.2021 в 01:08 отделение больницы на основании приказа от 02.07.2021 N 807 "О временной маршрутизации детского населения Республики Хакасия для оказания экстренной и неотложной медицинского помощи по профилям "детская урология-андрология", "оториноларингология" (при заболевании ЛОР-органов, нуждающихся в хирургическом лечении), "нейрохирургия", "детская хирургия" и "травматология и ортопедия" в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Республике Хакасия" был доставлен ребенок с подтвержденным диагнозом "новая коронавирусная инфекция COVID-19".
В 01:10 ребенок был осмотрен дежурным врачом. С 01:20 наступило прогрессивное ухудшение состояния за счет нарушения сознания. В период с 01:20 по 01:40 проводились неоднократные попытки установки венозного катетера, мониторинги ЧСС, сердечной деятельности, АД, дача кислорода; внутримышечно введены адреналин и дексаметазон; вызвана реанимационная бригада станции скорой помощи, анестезиолог-реаниматолог больницы, повторно введены адреналин и дексаметазон, начата ИВЛ.
В 01:55 прибыла реанимационная бригада скорой помощи, установлен внутрикостный доступ, продолжена сердечно-легочная реанимация.
В 02:25 констатирована биологическая смерть ребенка.
Из утвержденной Приказом N 1030 формы N 003/у "Медицинская карта стационарного больного" следует, что в ней также отражаются сведения о смерти в приемном отделении (пункт 16), учитывая, что материалами дела констатирована биологическая смерть ребенка, указанное обстоятельство также подтверждает наличие у больницы обязанности по составлению медицинской карты по форме N003/у.
Таким образом, судами установлено, материалами дела подтверждено и заявителем кассационной жалобы по существу не опровергнуто, что работниками больницы оказывалась ребенку медицинская помощь и осуществлялось медицинское вмешательство до приезда реанимационной бригады скорой помощи и, следовательно, действия и манипуляции сотрудников больницы, а также состояние ребенка должны быть отражены в соответствующих документах (форма N 003/у "Медицинская карта стационарного больного").
В связи с изложенным, суды пришли к обоснованным выводам: о наличии у больницы обязанности по оформлению в отношении поступившего 14.11.2021 в 01:08 ребенка медицинской карты по форме N 003/у; о законности оспариваемого предписания Службы; о недоказанности нарушения им прав и законных интересов учреждения и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судами не нарушены.
Доводы кассационной жалобы, являются позицией учреждения по делу, приводились им в судах двух инстанций, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на нормы права и установленные обстоятельства, с изложением мотивов их непринятия.
Указанные доводы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 06 апреля 2022 года по делу N А74-12/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 79 Закона N 323-ФЗ установлена обязанность медицинской организации вести медицинскую документацию в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Закона N 323-ФЗ критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
...
Приказом N 1030 утверждена форма N 003/у "Медицинская карта стационарного больного", бланки которой должны быть использованы учреждениями здравоохранения в своей работе для учета (письмо Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.11.2009 N 14-6/242888). Правильно применив указанные нормы права, арбитражные суды, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, установили следующее."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 сентября 2022 г. N Ф02-4541/22 по делу N А74-12/2022