город Иркутск |
|
22 сентября 2022 г. |
Дело N А19-24355/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Деминой В.А. (доверенность N 038/21/22 от 10.01.2022, служебное удостоверение, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по экономике и стратегическому планированию Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2022 года по делу N А19-24355/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по экономике и стратегическому планированию Администрации города Иркутска (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения N 038/1128/21 от 30.09.2021 в части признания комитета нарушившим пункт 6 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Администрации г. Иркутска от 29.10.2018 N 031-06-961/8 (далее - Положение N 031-06-961/8) (пункт 2 решения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Индивидуальный предприниматель Аксютина Василиса Михайловна (ОГРНИП 318385000029211, ИНН 381257957018, далее - ИП Аксютина В.М.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, комитет обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просил решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводов кассационной жалобы, торги, объявленные органом местного самоуправления, предполагалось провести на свободные места, имеющиеся в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска (далее - Схема размещения НТО), соответственно, выставленное антимонопольным органом предписание не имеет отношения к местам, выставленным на торги; распространившее свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2021, постановление Администрации города Иркутска от 01.06.2021 N 031-06-378/21 "О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Постановление N 031-06-378/21) не отменено и в установленном судебном порядке недействующим не признано, в связи с чем Схема размещения НТО имеет юридическую силу, а торги на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) организованы в соответствии с пунктом 6 Положения N 031-06-961/8.
Управление в отзыве на кассационную жалобу заявило о согласии с обжалуемыми судебными актами.
Участвующий в судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу, возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 30.12.2011 размещение на территории города Иркутска НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось в соответствии со Схемой размещения НТО, утвержденной постановлением Администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 (далее - Постановление N 031-06-3192/11). Пунктом 2 данного постановления период действия Схемы размещения НТО установлен до 01.01.2020.
15.07.2019 Администрацией г. Иркутска (далее - администрация) вынесено постановление N 031-06-523/9 "О внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Постановление N 031-06-523/90), согласно которому из действующей Схемы размещения НТО исключено 757 мест для размещения НТО. Срок действия данной Схемы продлен до 01.01.2021.
По результатам антимонопольного расследования, возбужденного и проведенного управлением по жалобам Извечной В.М. (Аксютиной В.М.) и Общества с ограниченной ответственностью "Пресс-Медиа", установлено, что решение органа местного самоуправления (Постановление N 031-06-523/90) носило субъективный характер, в большинстве случаев места из Схемы размещения НТО исключены необоснованно, то есть администрация изданием данного Постановления создала для заявителей и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность посредством НТО, неравные по сравнению с другими хозяйствующими субъектами условия деятельности; необоснованное исключение мест для размещения НТО из Схемы размещения НТО ограничило доступ хозяйствующих субъектов к пользованию земельными участками и нестационарными сооружениями торговли, что, в свою очередь, является препятствием для осуществления их хозяйственной деятельности.
Антимонопольный орган выдал администрации предупреждение N 038/63/20 от 26.03.2020 об отмене акта (Постановления N 031-06-523/90), который содержит признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон N 135-ФЗ)
В связи с неисполнением в установленный срок данного предупреждения, а также отсутствием акта об утверждении Схемы размещения НТО приказом управления N 038/16/21 от 22.01.2021 в отношении администрации возбуждено дело N 038/01/15-78/2021 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 038/01/15-78/2021 управлением вынесено решение N 038/636/21 от 02.06.2021, согласно которому администрация признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ в связи с совершением действий, выразившихся в необоснованном сокращении мест из Схемы размещения НТО на основании Постановления N 031-06-523/90, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
На основании данного решения антимонопольным органом администрации выдано предписание N 038/79/21 от 02.06.2021, в котором установлена обязанность последней в срок до 19.11.2021 устранить допущенное нарушение путем приведения согласно решению управления Схемы размещения НТО, утвержденной Постановлением N 031-06-3192/11, в соответствие с требованиями норм действующего законодательства, регулирующих отношения в сфере организации НТО, в части недопущения необоснованного исключения объектов из нее.
Решение N 038/636/21 от 02.06.2021 и предписание N 038/79/21 от 02.06.2021 были оспорены администрацией в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 сентября 2021 года по делу N А19-14410/2021, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2021 года и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 февраля 2022 года, в удовлетворении требований администрации о признании незаконными указанных решения и предписания отказано.
20.08.2021 на официальном сайте - www.torgi.gov, а также на официальном сайте организатора торгов - www.admirk.ru комитетом размещена информация о проведении аукциона на право заключения договоров на размещение НТО, расположенных на территории г. Иркутска, извещение N 200821/14603827/01.
08.09.2021 в антимонопольный орган обратилась ИП Аксютина В.М. с заявлением о признании действий организатора аукциона (извещение N 200821/14603827/01) незаконными, создающими условия для недобросовестной конкуренции, об аннулировании торгов.
По результатам рассмотрения данного заявления в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, комиссией управления вынесено решение N 038/1128/21 от 30.09.2021, согласно которому жалоба ИП Аксютиной В.М. признана обоснованной (пункт 1); организатор торгов признан нарушившим пункт 6 Положения N 031-06-961/8 и пункт 20 Порядка организации и проведения торгов за право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации от 29.10.2018 N 031-06-961/8 (пункт 2).
Комитет, полагая, что решение N 038/1128/21 от 30.09.2021 в части пункта 2 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о том, что вынесенное управлением решение в оспариваемой части является законным, не нарушающим права и законные интересы комитета.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании принятых органом власти решений может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных решений закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту, законности из принятия, наличия у органа власти надлежащих полномочий на принятие оспариваемых решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, который вынес соответствующие решения. Изложенные положения процессуального закона не освобождают лиц, оспаривающих решение, от обязанности доказывания оснований своих требований.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1); порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2); схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, органы местного самоуправления наделены полномочиями по утверждению схемы размещения НТО.
В соответствии со статьей 10 Закона N 381-ФЗ приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 N 3-спр утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок N 3-спр), который определяет принципы разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов, процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области данной схемы на земельных участках, в зданиях строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Согласно пункту 16 данного Порядка схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления по форме согласно приложению к настоящему Порядку на срок не менее 1 года; при утверждении схемы указывается период ее действия.
Пунктом 6 Положения N 031-06-961/8 установлено, что размещение нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, остановочно-торговых комплексов, вендинговых автоматов, бахчевых развалов, объектов развозной и разносной торговли, торговых палаток) осуществляется в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации города Иркутска, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места.
Из пункта 7 Положения N 031-06-961/8 следует, что заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона, аукциона в электронной форме), проводимых в соответствии с Порядком организации и проведения торгов за право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на который не разграничена; аукцион в электронной форме проводится в порядке, определяемом регламентом оператора электронной площадки.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что Постановлением N 031-06-3192/11 утверждена Схема размещения НТО, Постановлением N 031-06-523/9 из действующей Схемы размещения НТО исключено 757 мест размещения НТО, а срок действия измененной Схемы размещения НТО продлен до 01.01.2021; вступившими в законную силу судебными актами по делу N А19-14410/2021 Арбитражного суда Иркутской области признана законность вынесенных антимонопольным органом решения N 038/636/21 от 02.06.2021 и предписания N 038/79/21 от 02.06.2021, которыми исключение Постановлением N 031-06-523/9 из Схемы размещения НТО 757 мест для размещения НТО признано нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ и на администрацию возложена обязанность по приведению Схемы размещения НТО, утвержденной Постановлением N 031-06-3192/11, в соответствие с требованиями норм действующего законодательства, регулирующих отношения в сфере организации НТО в части недопущения необоснованного исключения указанных объектов; администрацией указанная обязанность не исполнена; при этом 01.06.2021 Постановлением N 031-06-378/21 истекший 01.01.2021 срок действия Схемы размещения НТО (измененной Постановлением N 031-06-523/9) продлен до 01.01.2027, то есть придана обратная сила уже утратившему силу в связи с окончанием срока действия нормативному правовому акту, что является нарушением положений Порядка N 3-спр; следовательно, Постановление N 031-06-378/21 ухудшает права хозяйствующих субъектов, поскольку содержит именно те изменения Схемы размещения НТО, которые касаются исключения из нее значительного числа НТО без соответствующего обоснования; при совокупности изложенных выше обстоятельств пришли к правильным выводам о том, что действия комитета по организации и проведению аукциона на право заключения договоров на размещение НТО, расположенных на территории г.Иркутска (извещение N 200821/14603827/01) на основании Схемы размещения НТО, не соответствующей требованиям законодательства, нарушают, в том числе требования пункта 6 Положения N 031-06-961/8, в связи с чем на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно признали решение управления N 038/1128/21 от 30.09.2021 в оспариваемой части соответствующим требованиям закона и не нарушающим прав и законных интересов комитета.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2022 года по делу N А19-24355/2021 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1); порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2); схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).
...
В соответствии со статьей 10 Закона N 381-ФЗ приказом Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 20.01.2011 N 3-спр утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок N 3-спр), который определяет принципы разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов, процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области данной схемы на земельных участках, в зданиях строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 сентября 2022 г. N Ф02-4552/22 по делу N А19-24355/2021