город Иркутск |
|
23 сентября 2022 г. |
Дело N А33-37573/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Болуж Е.В., секретарь судебного заседания Самойлова М.А.),
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Макаровой Е.А. (доверенность от 14.10.2021, паспорт, диплом), Общества с ограниченной ответственностью "Промтех" - Чебоксаровой М.А. (доверенность от 10.01.2022, паспорт, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 сентября 2021 года по делу N А33-37573/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Промтех" (ОГРН 1132468032421, ИНН 2465293794, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) о признании недействительным требования N 51 от 04.08.2020 о доначислении и внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2022 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило решение и постановление судов отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о недействительности требования управления N 51 от 04.08.2020 в части доначисления обществу платы за размещение отходов с применением 5-кратного повышающего коэффициента в связи с отсутствием установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, полагает, что судами неверно применены положения статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ), пунктов 12, 12.1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Постановление N 255).
Заявитель кассационной жалобы полагает, что с 01.01.2019 на общество, как на лицо, эксплуатирующее объект I категории опасности, возложена обязанность по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, освобождение субъектов малого и среднего предпринимательства от исполнения указанной обязанности действующим законодательством не предусмотрено; поскольку в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 общество осуществляло деятельность в отсутствие разрешительных документов (комплексных экологических разрешений), в связи с чем на основании пункта 12.1 Постановления N 225 при исчислении платы за размещение отходов обязано использовать формулы с повышающим коэффициентом; таким образом, доначисление управлением обществу платы за размещение отходов с применением 5-кратного повышающего коэффициента в связи отсутствием в 2019 году установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, является законным, а выводы судов об обратном - ошибочными.
Общество в отзыве на кассационную жалобу заявило о согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в государственный реестр объектов размещения за регистрационным номером N 24-000125-3-00645-031016 за эксплуатирующей организацией - обществом был включен объект "Полигон твердых бытовых отходов г. Зеленогорска Красноярского края".
Общество является оператором по размещению отходов; включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малое предприятие.
За 2019 год обществом в управление представлены сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления по форме N 2-ТП (отходы), а также декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно отчету по форме 2-ТП (отходы) (строка N 129) обществом были размещены отходы "Остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически неопасные" (код по ФККО - 7 41 119 12 72 5) в количестве 16 891,73 тонн, класс опасности - 5. В декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (раздел 3.1) обществом отражены аналогичные сведения и исчислена плата в размере 303 882 рублей 22 копеек как произведение количества (16 891,73 тонн) на ставку платы (17,99 рублей).
28.02.2020 платежным поручением N 146 обществом перечислена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в размере 120 858 рублей 74 копеек, платежным поручением N 147 - плата за размещение отходов в размере 19 196 рублей 94 копеек, платежным поручением N 148 - плата за размещение отходов в размере 303 882 рублей 22 копеек.
30.06.2020 управление направило обществу требование о предоставлении документов, необходимых для объективного и всестороннего рассмотрения представленной декларации за 2019 год.
Письмом от 31.07.2020 общество направило управлению ответ на вышеуказанное требование.
04.08.2021 должностным лицом управления составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду N 51, в котором указано, что плата за размещение отходов "Остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически неопасные" рассчитана с применением ставки платы к 5 классу опасности без применения сверхлимита, что не соответствует классу опасности объекта в Государственном реестре объектов размещения отходов, следует применять ставку платы по 4 классу опасности; при расчете платы должны были быть применены ставки платы по постановлению Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов 4 класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 758), а также пункту 18.2 Постановления N 255.
С учетом изложенного управлением осуществлен перерасчет платы с учетом повышающего коэффициента: 16 891,73 х 95 х 1,04 х 5 = 8 344 514 рублей 62 копеек.
04.08.2020 управлением вынесено требование о доначислении и внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду N 51, которым обществу предложено оплатить задолженность в размере 8 040 632 рублей 40 копеек (8 344 514 рублей 62 копеек - 303 882 рублей 22 копеек).
Не согласившись с данным требованием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, поддержанный при повторном рассмотрении дела апелляционным судом, при удовлетворении заявленных требований, в том числе исходил из того, что административный орган неправомерно исчислил в оспариваемом требовании плату за негативное воздействие на окружающую среду с применением 5-кратного повышающего коэффициента в силу отсутствия у общества в рассматриваемый период обязанности по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в спорный период.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что при изложенных выше выводах судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 указанного Закона установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно статье 18 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) субъекты малого и среднего предпринимательства были освобождены от обязанности разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 4); предусматривалась только необходимость представления в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (пункты 7, 8).
Законом N 219-ФЗ с 01.01.2019 статья 18 Закона N 89-ФЗ изложена в новой редакции и не содержит исключений относительно необходимости разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для субъектов малого и среднего предпринимательства; предусматривает представление отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов только в отношении отходов, образованных в результате хозяйственной деятельности на объектах 3 категории (т.е. объектах, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду).
На основании части 8 статьи 11 Закона N 219-ФЗ с 01 января 2016 года до 31 декабря 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам данной платы применялись, в частности, следующие коэффициенты: 1 - за объем или массу размещенных отходов производства и потребления в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; 5 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Начиная с 01.01.2020 соответствующие коэффициенты (1 и 25), направленные на стимулирование проведения хозяйствующими субъектами мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий, установлены пунктом 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства в период по 2018 год включительно могли осуществлять деятельность на объектах всех категорий по размещению отходов производства и потребления без применения 5-кратного повышающего коэффициента при условии непревышения объема или массы отходов производства и потребления, указанных за соответствующий период в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления.
С 01.01.2019 при осуществлении деятельности на объектах 1 категории возможность определения лимитов для целей исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду на основании представляемой в уведомительной порядке отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами не допускалась. Специальные нормы, действовавшие по указанному вопросу для субъектов малого и среднего предпринимательства (статья 18 Закона N 89-ФЗ в редакции изменений, действовавших в период по 31.12.2018), утратили силу с 01.01.2019.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, от 16.02.2010 N 30, применительно к спорному периоду - 2019 году действовал в отношении отчетности, подлежащей представлению по объектам 3 категории (пункт 5 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в соответствующей редакции), не мог самостоятельно устанавливать возможность определения лимитов размещения отходов в уведомительном порядке при ведении деятельности на объектах негативного воздействия на окружающую среду, относящихся к 1 категории.
Следовательно, хозяйствующие субъекты, осуществляющие в 2019 году деятельность на объектах 1 категории, вправе применять коэффициент 1 при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении размещенных отходов при условии, если им были согласованы лимиты размещения отходов. В иных случаях (если, в частности, у плательщика не имелось объективных препятствий для согласования необходимых лимитов) расчет платы осуществляется с применением 5-кратного повышающего коэффициента в связи с размещением отходов производства и потребления в отсутствие утвержденных лимитов, то есть с их превышением.
Механизм реализации данного правового подхода изложен в части 1.1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ, согласно которому с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом то обстоятельство, что действовавший до 01.01.2019 порядок выдачи или переоформления разрешений и документов был разработан не для субъектов малого и среднего предпринимательства, не препятствует его применению к субъектам, указанным в пункте 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ, на основании положений части 1.1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ.
Изложенный правовой подход согласуется с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 28 апреля 2022 года N 1098-О.
Указанное выше не противоречит сформированному в судебной практике правовому подходу о том, что административный орган не вправе обязать субъекта, осуществляющего деятельность на объекте 1 категории, разработать и согласовать лимиты размещения отходов производства и потребления до истечения сроков, установленных частями 6, 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ. В данном случае выбор остается за лицом, являющимся плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, правовым последствием которого является расчет данной платы с применением коэффициента 1 либо коэффициента 5.
Таким образом, выводы судов относительно неправомерности исчисления административным органом в оспариваемом требовании платы за негативное воздействие на окружающую среду с применением 5-кратного повышающего коэффициента в силу отсутствия у общества в спорный период обязанности по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение основаны на неправильном толковании изложенных выше норм материального права.
Следовательно, выводы судов о недействительности требования управления о доначислении и внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду N 51 от 04.08.2020 в соответствующей части (применения 5-кратного повышающего коэффициента) не могут быть признаны законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда приняты с нарушением норм материального права, изложенные в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем данные судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Красноярского края следует учесть рекомендации, изложенные в настоящем постановлении, исследовать и оценить в совокупности и взаимной связи все имеющиеся в деле доказательства, установить все фактические обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения настоящего спора, проверить правильность расчета изложенного в оспариваемом требовании размера платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом доводов общества, возражений управления и изложенной правовой позиции суда округа.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 сентября 2021 года по делу N А33-37573/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2022 года по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Механизм реализации данного правового подхода изложен в части 1.1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ, согласно которому с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом то обстоятельство, что действовавший до 01.01.2019 порядок выдачи или переоформления разрешений и документов был разработан не для субъектов малого и среднего предпринимательства, не препятствует его применению к субъектам, указанным в пункте 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ, на основании положений части 1.1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ.
Изложенный правовой подход согласуется с выводами Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Определении от 28 апреля 2022 года N 1098-О.
Указанное выше не противоречит сформированному в судебной практике правовому подходу о том, что административный орган не вправе обязать субъекта, осуществляющего деятельность на объекте 1 категории, разработать и согласовать лимиты размещения отходов производства и потребления до истечения сроков, установленных частями 6, 7 статьи 11 Закона N 219-ФЗ. В данном случае выбор остается за лицом, являющимся плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, правовым последствием которого является расчет данной платы с применением коэффициента 1 либо коэффициента 5."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 сентября 2022 г. N Ф02-4509/22 по делу N А33-37573/2020