город Иркутск |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А33-31307/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Новиковой О.Н.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Петроченко Г.Г., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Дорониным Р.П.,
при участии в судебном заседании представителей Агентства государственного заказа Красноярского края Поваренкиной И.В. (доверенность от 10.01.2022, диплом, паспорт) и Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю Хорышева Е.О. (доверенность от 01.09.2022, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Агентства государственного заказа Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2022 года по делу N А33-31307/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Агентство государственного заказа Красноярского края (ИНН 2460071692, ОГРН 1052460099603, далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, Управление) о признании незаконными пунктов 1, 2 резолютивной части решения от 13.09.2021 N 024/06/105-2299/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "ЛВД" (ОГРН 1201600004220, ИНН 1658223512, далее - ООО "ЛВД") и краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Норильская межрайонная больница N 1" (ОГРН 1022401624222; ИНН 2457030142;
далее - КГБУЗ "Норильская межрайонная больница N 1").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Агентство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по мотивам неправильного применения положений части 1 статьи 8, статей 11, 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что спорный товар должен был соответствовать двум показателям: толщина и длина (требования, установленные к нити); в соответствии с описанием объекта закупки "длина" является наименованием показателя, "не менее 75 см" - значением показателя; из аукционной документации следует, что участник должен указать конкретные показатели товара и не должен изменять и исключать наименования показателей товара; Закон о контрактной системе не обязывает аукционную комиссию самостоятельно толковать значения, указанные в заявке участника; аукционная комиссия при рассмотрении заявок участников руководствуется единым подходом - соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и отражением в заявке всех требуемых характеристик и показателей товара; антимонопольный орган при изучении материалов жалобы самостоятельно установил наименование показателя; выводы судов об излишне формальном подходе аукционной комиссии противоречит нормам и принципам Закона о контрактной системе.
В отзыве на кассационную жалобу Управление считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Третьими лицами отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представитель агентства доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить, а представитель антимонопольного органа против заявленных доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, агентством, как уполномоченным органом по размещению закупок, на основании заявки заказчика КГБУЗ "Норильская межрайонная больница N 1" в единой информационной системе в сфере закупок на сайте http://zakupki.gov.ru/ и на сайте оператора электронной площадки ЭТП "Газпромбанк" https://gos.etpgpb.ru / размещено извещение N 0119200000121009571 о проведении электронного аукциона ЭА N 9867/21 "Поставка медицинских изделий (материалы хирургические шовные)".
В соответствии с требованиями раздела 2 приложения N 1 к информационной карте по позиции N 37 наименования товара требовалась поставка нити хирургической кетгутовой, простой; функциональные, технические и качественные характеристики товара: натуральный рассасывающийся стерильный хирургический шовный материал, изготовленный из кишечного сырья млекопитающих, имеется в составе коллаген; толщина нити EP(USP) 2 (4-0 "значение параметра не требует конкретизации"), длина не менее 75 см; игла изготовлена из нержавеющей коррозийностойкой стали, разрешенной к применению в медицине, силиконизированная, колющая, длиной 20 мм (+/-1 мм), степень изогнутости 1/2 окружности "значение параметра не требует конкретизации"; каждая нить индивидуально упакована.
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие (приложение N 3 к информационной карте) значения технических параметров, указанных в описании объекта закупки, требуют конкретизации, если сопровождаются словами "не более", "не менее", "от", "до", "или", "либо", указаны в диапазоне и т.д., за исключением: если значение параметра сопровождается формулировкой "значение параметра не требует конкретизации"; формулировка "значение параметра не требует конкретизации" позволяет участнику закупки указать как конкретное значение параметра, так и указать не конкретное значение, при этом указанные значения не должны быть меньше указанных в описании объекта закупки минимальных значений и не должны быть больше указанных в описании объекта закупки максимальных значений.
ООО "ЛВД" при подаче заявки N 339989 на участие в аукционе предложил поставку товара с характеристикой товара по позиции N 37 "75 см".
Протоколом аукционной комиссии от 06.09.2021 заявка общества не была допущена к участию по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, и требованиям, установленным документацией об электронном аукционе: в соответствии с описанием объекта закупки заказчиком установлена характеристика товара по позиции N 37 "длина не менее 75 см", участник в составе своей заявки указывает "75 см", что не соответствует требованиям аукционной документации.
ООО "ЛВД" обратилось в Красноярское УФАС России с жалобой на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
Решением Управления от 13.09.2021 N 024/06/105-2299/2021 жалоба общества признана обоснованной (пункт 1 решения); аукционная комиссия признана нарушившей требования пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе (пункт 2); антимонопольный орган пришел к выводу о возможности выдачи аукционной комиссии предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем повторного рассмотрения первой части заявки подателя жалобы (пункт 3); аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписано отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона (пункт 4).
Агентство, посчитав, что пункты 1, 2 резолютивной части решения антимонопольного органа не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций согласились с выводами антимонопольного органа об отсутствии у аукционной комиссии оснований для отказа в допуске к участию в электронном аукционе заявки ООО "ЛВД", поскольку заявка соответствовала требованиям аукционной документации.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 67 указанного Закона).
В соответствии с частью 4 указанной статьи участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации (пункт 1); несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе (пункт 2).
В силу пункта "б" части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
Правила описания объекта закупки установлены частью 1 статье 33 Закона о контрактной системе; согласно части 2 данной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено право участника закупки обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие), в том числе комиссии по осуществлению закупок, ее членов, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу положений части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу антимонопольный орган принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе
Как следует из материалов дела, аукционной комиссией было отказано обществу в допуске к участию в электронном аукционе по причине несоответствия первой части заявки требованиям, установленным документацией об электронном аукционе: в соответствии с описанием объекта закупки заказчиком установлена характеристика по позиции N 37 "длина не менее 75 см", участник в составе своей заявки указал "75 см".
Суды двух инстанций, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, признали выводы аукционной комиссии ошибочными. При этом суды обоснованно исходили из того, что с учетом специфики товара, подлежащего поставке, в рассматриваемом случае аукционная комиссия имела возможность при рассмотрении заявки ООО "ЛВД" сопоставить соответствие характеристик товара, предложенного обществом, установленным аукционной документацией требованиям; заявка общества позволяла точно и достоверно определить предлагаемый к поставке товар, указание "75 см" в данном случае не могло быть отнесено ни к какому иному показателю помимо длины нити.
Учитывая изложенное, суды правомерно посчитали, что отказ в допуске к участию в аукционе по причине отсутствия наименования "длина" перед указанием непосредственного значения данного показателя, свидетельствует об излишне формальном подходе аукционной комиссии к оценке заявки участника аукциона, и такой отказ привел к необоснованному ограничению количества участников размещения заказа.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильным и мотивированным выводам о том, что у аукционной комиссии отсутствовали основания для отказа в допуске к участию в электронном аукционе заявки ООО "ЛВД", и законности оспариваемого решения антимонопольного органа.
Фактические обстоятельства дела судами установлены правильно и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций суд округа не усматривает.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2022 года по делу N А33-31307/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила описания объекта закупки установлены частью 1 статье 33 Закона о контрактной системе; согласно части 2 данной статьи документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено право участника закупки обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие), в том числе комиссии по осуществлению закупок, ее членов, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу положений части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу антимонопольный орган принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе"
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 октября 2022 г. N Ф02-4955/22 по делу N А33-31307/2021