город Иркутск |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А33-30998/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Ананьиной Г.В.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 марта 2022 года по делу N А33-30998/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Красноярского края для рассмотрения по подсудности передано заявление муниципального казенного учреждения "Служба единого заказчика-застройщика" (ОГРН 1022401484709, ИНН 2453005995, далее - МКУ "Заказчик") к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, Управление) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 12.07.2021 N 024/04/7.32.4-1056/2021.
Дело рассмотрено с участием прокурора ЗАТО г. Зеленогорска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31 марта 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2022 года, заявленное требование удовлетворено.
Управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда по мотивам неправильного применения судами норм материального права.
В обоснование кассационной жалобы антимонопольный орган указывает, что МКУ "Заказчик" не предприняло при проведении торгов, по результатам которых был заключен договор и дополнительное соглашение, действий по установлению сроков выполнения работ с учетом отопительного сезона; собственники помещений многоквартирного дома, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не обладают правом определять и изменять сроки выполнения капитального ремонта общего имущества дома, поскольку не являются стороной договора, заключаемого подрядчиком и региональным оператором; протоколы собственников многоквартирного дома о переносе сроков работ по капитальному ремонту, на которые ссылаются суды первой и апелляционной инстанций, не являются основанием для признания правомерными действий заказчика МКУ "Заказчик" по продлению срока выполнения услуг/работ путем заключения дополнительного соглашения; в действиях МКУ "Заказчик" по продлению срока оказания работ имеется состав административного правонарушения с учетом части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Отзывы на кассационную жалобу представлены не были.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений, установленных частью 5.1 статьи 211 и статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, прокуратура на основании решения от 22.03.2021 провела проверку соблюдения МКУ "Заказчик", ООО ПКФ "Теплоучет" жилищного, гражданского и градостроительного законодательства при выполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов (далее - МКД) по ул. Бортникова, 7 и ул. Калинина, 7 В ЗАТО г. Зеленогорск.
В ходе проверки установлено, что на основании заключенного с Региональным фондом капитального ремонта Красноярского края договора N 6 от 15.06.2020 МКУ "Заказчик" переданы функции технического заказчика в целях реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД; согласно приложению N 1 к указанному договору МКД по ул. Бортникова, 7 и ул. Калинина, 7 В ЗАТО г. Зеленогорска включены в перечень домов, в отношении которых передаются функции технического заказчика с работами по ремонту систем горячего и холодного водоснабжения, отопления.
На официальном сайте на сайте http://zakupki.gov.ru организатором торгов 04.09.2020 размещено извещение N 031930001232000003 на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по ул. Бортникова, 7 и ул. Калинина, 7 В с начальной максимальной ценой 6 616 935 рублей. Срок подачи заявок по 28.09.2020.
По результатам проведенного электронного аукциона между МКУ "Заказчик" (заказчик) и победителем аукциона - ООО ПКФ "Теплоучет" (подрядчик) 30.10.2020 заключен договор N 031930001232000003 на выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных сетей водоснабжения и теплоснабжения МКД по ул. Бортникова, 7 и ул. Калинина, 7 В (далее - договор).
Пунктами 2.1.1, 2.1.2, 3.4.6 договора и пунктами 3, 7 технического задания установлена обязанность подрядной организации выполнить работы в соответствии с графиками, которыми установлены общие сроки: начало выполнения работ - 05.11.2020, окончание - 05.02.2021. Сроки, установленные договором, являются исходными для определения имущественных санкций в случае нарушения подрядчиком сроков выполнения работ (пункт 2.2 договора).
04.02.2021 сторонами подписано дополнительное соглашение N 1 к договору, которым внесены изменения в пункты 3, 7 приложения N 1 "Техническое задание", приложение N 5 "График производства работ" к договору, согласно которым срок выполнения подрядных работ установлен с 12.04.2021 по 12.07.2021.
По результатам проверки прокуратура пришла к выводу, что дополнительное соглашение N 1 к договору заключено с нарушением требований гражданского и жилищного законодательства.
Прокуратурой 19.04.2021 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Материалы проверки и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении направлены прокуратурой в Красноярское УФАС России.
Постановлением Управления о назначении административного наказания по делу по делу N 024/04/7.32.4-1056/2021 от 12.07.2021 МКУ "Заказчик" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ, заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о назначении административного наказания, МКУ "Заказчик" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование и признавая постановление Управления незаконным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 9 статьи 7.34.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за изменение организатором обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продавцом государственного или муниципального имущества, а также лицом, являющимся стороной договора, условий договора при его заключении или исполнении, установленных в документации о таких торгах, извещении о проведении торгов, информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, проектах договоров, по соглашению сторон или в одностороннем порядке в случае, если федеральным законом предусмотрен запрет такого изменения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.32 данного Кодекса.
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании пунктов 3, 4, 5 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ.
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской).
В силу пункта 1 части 2 статьи 182 и части 3 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Частью 4 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 статьи 189 данного Кодекса.
В случае, если в срок, указанный в части 4 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора (часть 6 статьи 189 Кодекса).
Статьей 20 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" определено, что функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными и казенными учреждениями на основании заключенного с региональным оператором договора о передаче функций технического заказчика.
В соответствии с частью 1.1. статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 статьи 180 Кодекса, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 утвержден Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах вместе с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Порядок, Положение N 615).
В пункте 223 Положения N 615 предусмотрено, что сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства: а) изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; б) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта; в) приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
Распоряжением главы ЗАТО г. Зеленогорск N 1507-р от 17.09.2020 объявлено о начале отопительного периода 2020-2021 на территории ЗАТО г. Зеленогорск с 21.09.2020.
Суды установили, что проводимые ООО ПКФ "Теплоучет" работы по договору от 30.10.2020 N 031930001232000003 предусматривали собой полный демонтаж систем отопления и горячего водоснабжения, как в квартирах, так и в местах общего пользования; установленные договором сроки проведения ремонтных работ приходятся на отопительный сезон. В целях проведения ремонтных работ перерыв отопления значительно превысил бы допустимые значения, установленные пунктом 14 приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Таким образом, суды правомерно указали на наличие обстоятельств, предусмотренных подпунктом "в" пункта 223 Положения N 615.
Также судами установлены обстоятельства, предусмотренные подпунктом "б" пункта 223 Положения N 615. Представленные в материалы дела протокол N 1 от 25.01.2021 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, расположенным по адресу: г. Зеленогорск, ул. Бортникова д. 7 и протокол N 002 от 15.11.2020 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, расположенным по адресу: г. Зеленогорск, ул. Калинина 7В, из которых следует воля собственников не допустить начало работ в зимний период, правомерно расценены судами как недопуск собственниками помещений в МКД подрядной организации.
Принимая во внимание положения статей 702, 740 Гражданского кодекса РФ, а также приведенное правовое регулирование, допускающее продление сроков выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта при наличии определенных пунктом 223 Положения N 615 обстоятельств и их документальном подтверждении, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, установив наличие таких обстоятельств и их подверженность, суды обоснованно признали недоказанным наличие в действиях МКУ "Заказчик" состава вменяемого правонарушения.
Правомерность выводов судов первой и апелляционной инстанций о том, что в рассматриваемом случае сроки выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта могли быть продлены по соглашению сторон в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами "б", "в" пункта 223 Положения N 615, подтверждается также вступившими в силу судебными актами по делу N А33-16765/2021, которыми отказано в удовлетворении иска прокуратуры Красноярского края в интересах Красноярского края в лице министерства строительства Красноярского края к МКУ "Заказчик" и ООО ПКФ "Теплоучет" о признании недействительным в силу ничтожности дополнительного соглашения N 1 от 04.02.2021 к договору от 30.10.2020 N 031930001232000003, заключение которого явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя по частью 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
Довод Управления об изначальном установлении в договоре сроков выполнения работ на период отопительного сезона, тогда как МКУ "Заказчик" имело возможность учесть данный период, является несостоятельным, поскольку не образует состав вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным оспариваемое постановление.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Иные доводы Управления, изложенные в жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 марта 2022 года по делу N А33-30998/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правомерность выводов судов первой и апелляционной инстанций о том, что в рассматриваемом случае сроки выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта могли быть продлены по соглашению сторон в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами "б", "в" пункта 223 Положения N 615, подтверждается также вступившими в силу судебными актами по делу N А33-16765/2021, которыми отказано в удовлетворении иска прокуратуры Красноярского края в интересах Красноярского края в лице министерства строительства Красноярского края к МКУ "Заказчик" и ООО ПКФ "Теплоучет" о признании недействительным в силу ничтожности дополнительного соглашения N 1 от 04.02.2021 к договору от 30.10.2020 N 031930001232000003, заключение которого явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении заявителя по частью 9 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
...
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 31 марта 2022 года по делу N А33-30998/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2022 г. N Ф02-5079/22 по делу N А33-30998/2021