город Иркутск |
|
26 октября 2022 г. |
N А33-30756/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Ламанского В.А., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урожай" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 апреля 2022 года по делу N А33-30756/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Красноярского края (1082468046627, ИНН 2466213840, далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Урожай" (ОГРН 1102404001270, ИНН 2404014299, далее - общество) о взыскании 32 909 045 рублей 76 копеек субсидий, полученных на основании соглашений от 12.12.2018 N 10-29/1 и от 11.12.2019 N 10-29/1.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2022 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением нижестоящими судами норм материального права.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что удовлетворение настоящего иска привело к двойному взысканию одних средств субсидий в пользу бюджета (с Тихонова С.В как должностного лица по гражданскому иску прокурора в интересах потерпевшего лица - министерства, поданного в рамках уголовного дела, и с общества в рамках настоящего дела) и нарушению баланса сторон; истец реализовал предусмотренное законом право на защиту нарушенных прав путем взыскания денежных средств с директора общества по уголовному делу.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 19.10.2022, объявлялись перерывы до 24.10.2022 и затем 26.10.2022, о чем сделаны публичные извещения в сети "Интернет". После перерыва стороны не принимали участие в судебном заседании.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 506-п, между министерством и обществом (субъект агропромышленного комплекса) заключены соглашения от 12.12.2018 N 10-29/1 и от 11.12.2019 N 10-29/1, предметом которых является предоставление получателю государственной поддержки в форме субсидии на возмещение части фактически осуществленных затрат в рамках гидромелиоративных мероприятий по строительству оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
Министерство исполнило принятые на себя обязательства, предоставив обществу в 2018 и 2019 годах из краевого бюджета денежные средства в сумме 33 609 045 рублей 76 копеек, что подтверждается платежными поручениями от 21.12.2018 N 41316, от 21.12.2018 N 41317, от 19.12.2019 N 1735751.
Полагая, что обществом нарушен порядок предоставления субсидии (предоставление недостоверных сведений о выполнении мероприятий по строительству первой и второй очередей оросительной системы), министерством вынесло приказ от 17.09.2021 N 463-о о применении к юридическому лицу ответственности в виде возврата в бюджет полученной ранее субсидии и направило в адрес общества соответствующее уведомление.
Поскольку в установленный срок средства субсидии обществом не были возвращены, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В подтверждение вины общества в неисполнении порядка предоставления субсидии и, как следствие, в неправомерном получении субсидии, министерство ссылалось на приговор Центрального районного суда г. Красноярска от 21.04.2021 в отношении Тихонова Сергея Васильевича (директор), признанного виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (умышленные действия в виде предоставления документов, содержащих заведомо ложные и недостоверные сведения о строительстве оросительной системы, направленные на хищение чужого имущества путем обмана с использованием своего служебного положения в особо крупном размере).
Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал на недопустимость двойного взыскания денежных средств (как с общества, так и с физического лица) и получения бюджетом ранее предоставленных средств субсидий.
Суд первой инстанции, исходя из установленного судом общей юрисдикции факта незаконного получения субсидий, пришел к выводу об обоснованности иска по праву и по размеру. При этом суд признал несостоятельным довод ответчика о возможном двойном взыскании, поскольку предоставление документов, содержащих недостоверные сведения, является самостоятельным основанием для возврата субсидии, сам по себе факт взыскания ущерба с виновного лица - гражданина не свидетельствует об отсутствии оснований для предъявления иска к обществу как получателю субсидий, полученные денежные средства на момент рассмотрения настоящего дела не возвращены в полном объеме, указанный в приговоре суда ущерб не погашен.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права.
Для решения публично значимых задач государство вправе оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2018 N 305-ЭС18-13693, 31.01.2019 N 305-ЭС18-17266).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При этом статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает соблюдение определенных условий предоставления и выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации").
В рассматриваемом случае из материалов дела следует и судами установлено, что предметом спорных соглашений от 12.12.2018 и 11.12.2019 является предоставление сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии для возмещения части затрат на проведение гидромелиоративных мероприятий по строительству оросительных и осушительных систем и гидротехнических сооружений.
То есть целью субсидии являлось финансирование части затрат на проведение соответствующих мероприятий (компенсация (возмещение) части понесенных расходов).
В обоснование своих требований о возврате необоснованно полученной субсидии истец ссылался на предоставление ответчиком недостоверных сведений о строительстве и введении в эксплуатацию первой и второй очереди оросительной системы, содержащихся в документах, предоставленных ответчиком для получения субсидии (исковое заявление, приказ министерства от 17.09.2021 N 463-0).
Право на возврат суммы субсидии в полном объеме (за исключением 700 000 рублей возвращенных в бюджет должностным лицом) истец обосновал ссылками на пункт 1 статьи 5 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края" (в ред. от 23.11.2018 и от 05.12.2019) (далее - Закон N 17-4487), пункт 4.2 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 14.02.2017 N 86-п (далее - Порядок N 86-п).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 17-4487 субъекты агропромышленного комплекса несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных ими для получения субсидий.
В случае установления факта предоставления получателем недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных для получения субсидий, соответствующие средства подлежат возврату в краевой бюджет (подпункт "б" пункта 4.2 Порядка N 86-п).
При этом срок исполнения мероприятий по восстановлению мелиоративного фонда определен 2019-2021 и 2020-2022 годы, а срок реализации подпрограммы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения" программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" - 2017-2022 годы (раздел 1, пункты 2.4 раздела 2 приложения N 9 к государственной программе, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 506-п, в редакции, действовавшей на момент предоставления субсидий).
Как видно из приговора по уголовному делу от 21.04.2021 по делу N 1-189/2021 и не опровергается истцом, работы по строительству первой и второй очереди оросительной системы не были выполнены на момент прибытия сотрудников УФСБ на объект (апрель 2020 года), однако на момент рассмотрения дела (2021 год) данные работы завершены и выполнены обществом в полном объеме.
Факт использования обществом средств субсидий не для целей, для которых они выделены, судами первой и апелляционной инстанций не установлен.
Поскольку соответствующие расходы осуществлены получателем, и полученные им субсидии фактически использованы для целей, определенных условиями их предоставления, и в установленные соглашениями сроки, у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для удовлетворения требования истца о возврате в бюджет ранее полученных средств субсидий.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене как принятые при неправильном применении норм материального права к установленным обстоятельствам (часть 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с тем, что по рассматриваемому делу не требуется установления фактических обстоятельств, суд кассационной инстанции в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, подлежат распределению по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела". Учитывая результат рассмотрения дела, понесенные обществом расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб в размере 6 000 рублей (платежные поручения от 1 мая 2022 года N 147, от 28 июня 2022 года N 220) на основании частей 1, 5 статьи 110 названного Кодекса подлежат отнесению на истца.
В связи с принятием настоящего постановления и окончанием производства по кассационной жалобе приостановление исполнения обжалуемого судебного решения следует отменить в соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 274, 283, 286 - 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 апреля 2022 года по делу N А33-30756/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2022 года по тому же делу отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Красноярского края от 11 апреля 2022 года по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 августа 2022 года.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Урожай" 6 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
В.А. Ламанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации").
...
решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 апреля 2022 года по делу N А33-30756/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2022 года по тому же делу отменить.
...
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Красноярского края от 11 апреля 2022 года по настоящему делу, принятое определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 августа 2022 года."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2022 г. N Ф02-4122/22 по делу N А33-30756/2021