город Иркутск |
|
31 октября 2022 г. |
Дело N А19-2232/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2022 года по делу N А19-2232/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройтур" (ОГРН 1063808158424, ИНН 3808148236, далее - ООО "Стройтур", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - Территориальное управление) о признании незаконным бездействия;
об обязании Территориальное управление рассмотреть заявление ООО "Стройтур" от 18.03.2021 о подготовке проекта соглашения о переводе на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа прав и обязанностей по договору аренды N 12 от 04.12.2006 и направлении его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Заповедное Прибайкалье" (ОГРН 1143850005122, ИНН 3811176554, далее - ФГБУ "Заповедное Прибайкалье").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2022 года, заявленные требования удовлетворены частично, бездействие Территориального управления, изложенное в письме от 26.10.2021 N 038/12080 и заключающееся в неподготовке проекта соглашения о переводе на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа прав и обязанностей по договору аренды N 12 от 04.12.2006 и ненаправлении его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, признано незаконным; на Территориальное управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Стройтур" путем рассмотрения заявления от 18.03.2021 по существу и принятия соответствующего решения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по мотивам неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что ООО "Стройтур" условия договора по внесению арендной платы с 16.01.2015 по настоящее время не исполняет, осуществляя при этом пользование объектом; в силу статей 2, 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 1, пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации общество не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения;
Территориальное управление не нарушило права и законные интересы общества. Заявитель также полагает, что приказ Минэкономразвития России от 12.07.2010 N 293 предусматривает обязательность согласования проекта договора аренды земельного участка с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации; спорный договор аренды N 12 от 04.12.2006 прошел государственную регистрацию в органах Росреестра 16.01.2015; обязательность согласования договоров, прошедших государственную регистрацию, действующим законодательством не предусмотрена.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании протокола конкурсной комиссии от 04.12.2006, лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка от 30.11.2006 N 125, между федеральным государственным учреждением "Прибайкальский национальный парк" и ООО "Стройтур" заключен договор аренды N 12 от 04.12.2006 сроком действия на 49 лет с момента вступления договора аренды в силу (пункт 2.1 договора), предметом которого является земельный участок общей площадью 115 500 кв. м из земель особо охраняемой территории, находящейся по адресу: Иркутская область, Иркутский район 236, 238 кварталы Большереченского лесничества, для использования в целях организации туристической и рекреационной деятельности (база отдыха), в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись N 38-38/001-01/210/2014-399 от 16.01.2015. Земельный участок с кадастровым номером N 38:06:000000:5718 поставлен на государственный кадастровый учет 05.02.2015.
Российская Федерация является собственником земельного участка общей площадью 115 500 кв. м из земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенного по адресу: Иркутская область, Иркутский район, кадастровый номер N 38:06:000000:5718; разрешенное использование - национальный парк; функции по распоряжению и управлению участком возложены на Росимущество и его территориальные органы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 специально уполномоченным федеральным органом, осуществляющим от имени Российской Федерации полномочия собственника федерального имущества на территории Иркутской области, является территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области.
Принимая во внимание, что земельные участки, расположенные в границах существующих функциональных зон национальных парков, находятся в федеральной собственности, ООО "Стройтур" обратилось в Территориальное управление с заявлением от 18.03.2021 о подготовке проекта соглашения о переводе на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа прав и обязанностей по договору N 12 от 04.12.2006 и направлении его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Для идентификации используемого по договору земельного участка Территориальным управлением проведен осмотр земельного участка и установлено, что он совпадает территориально с земельным участком из земель особо охраняемых природных территорий с кадастровым номером 38:06:000000:5718 площадью 115 500 кв. м, с видом разрешенного использования "национальный парк".
ФГБУ "Заповедное Прибайкалье" письмом от 19.08.2021 сообщило Территориальному управлению, что договор аренды земельного участка N 12 от 04.12.2006, заключенный между ФГУ "Прибайкальский национальный парк" и ООО "Стройтур", является действующим; арендная плата за пользование земельным участком не начислялась и не взимается.
Росимущество письмом от 20.09.2021 N 10/31402 проинформировало Территориальное управление об отсутствии возможности направления договора в Минприроды России для согласования в связи с тем, что договор не соответствует требованиям пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Письмом от 26.10.2021 N 38/12080 Территориальное управление предложило ФГБУ "Заповедное Прибайкалье" в связи позицией федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция государственного природного заповедник "Байкало-Ленский", изложенной в письмах от 20.07.2021 N 07.20.13-2021 и от 19.08.2021 N 08.19.11-2021, направить договор аренды на согласование в Минприроды России, либо принять меры к расторжению договора; в срок до 25.11.2021 проинформировать Территориальное управление о принятом решении, указав, что после согласования договора с Минприроды России Территориальное управление вернется к рассмотрению вопроса о заключении соглашения о переводе прав и обязанностей по договору.
Непринятие уполномоченным органом решения о подготовке проекта соглашения о переводе на Российскую Федерацию в лице уполномоченного органа прав и обязанностей по договору аренды N 12 от 04.12.2006 и направления его на согласование в Министерство природных ресурсов и экологии РФ, явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, что Территориальным управлением допущено неправомерное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности.
В силу части 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация.
Руководствуясь положениями пункта 1 части 4 статьи 27, части 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ, статьей 17 Федерального закона N 33-ФЗ суды правомерно указали, что действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков, расположенных в границах национальных парков, исключительно для осуществления рекреационной деятельности и с соблюдением специального порядка предоставления земельных участков в аренду.
В силу пункта 3 статьи 17 Федерального закона N 33-ФЗ особенности подготовки договоров аренды земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На момент заключения договора N 12 от 04.12.2006 действовали положения Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 N 926 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха", согласно которым в аренду могут быть предоставлены земельные участки и природные объекты, которые находятся в пользовании (владении) национальных парков и передача которых в аренду допускается законодательством Российской Федерации, при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, выдаваемой дирекцией национального парка.
Земельные участки, природные объекты предоставляются в аренду по результатам конкурса или аукциона. Порядок и условия проведения конкурса или аукциона устанавливаются дирекцией национального парка в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. Победитель конкурса или аукциона заключает с национальным парком договор аренды (пункты 6, 7, 8).
Учитывая приведенные положения, а также положения статьи 16 Федерального закона N 33-ФЗ, Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769, суды пришли к правильным выводам, что на момент заключения договора аренды N 12 от 04.12.2006 ФГУ "Прибайкальский национальный парк" было уполномочено предоставлять в аренду и заключать договор аренды земельного участка, в связи с чем обоснованно признали неправомерным довод Территориального управления об отсутствии у национального парка полномочий на передачу спорного земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2007 N 47 утверждены новые правила подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка, в соответствии с которыми подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с земельным законодательством.
В настоящее время приказом Министерства экономического развития РФ от 12.07.2010 N 293 утвержден порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков (далее - Порядок).
Из пунктов 4, 5 Порядка следует, что подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или до принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды. Проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления.
В силу указанного правового регулирования суды обоснованно указали, что с принятием Порядка у национального парка прекратились полномочия по заключению договоров аренды земельных участков.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодателем по договору аренды является собственник имущества.
Согласно части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
На основании вышеизложенного, поскольку произошла замена лица, уполномоченного выступать от имени собственника - Российской Федерации в качестве арендодателя земельного участка в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, а также в связи с изменением порядка заключения договоров аренды земельных участков, суды правильно исходили из того, что у Территориального управления имелась обязанность рассмотреть заявление общества по существу.
В соответствии с частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в 30-дневный срок со дня регистрации.
Вместе с тем, суды установили, что Территориальное управление не рассмотрело по существу заявление общества ООО "Стройтур" от 18.03.2021 о подготовке проекта соглашения о переводе прав и обязанностей по договору аренды N 12 от 04.12.2006 на Российскую Федерацию, что следует из письма от 26.10.2021, соответствующее решение о переходе прав арендодателя на Российскую Федерацию или об отказе в таком переходе в месячный срок не приняло, что свидетельствует о неправомерном его бездействии и нарушении права общества при осуществлении предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, судами сделан правильный вывод, что права общества подлежат восстановлению путем рассмотрения Территориальным управлением его заявления от 18.03.2021 и принятия по итогам рассмотрения заявления соответствующего решения.
Доводы Территориального управления о том, что ООО "Стройтур" условия договора по внесению арендной платы с 16.01.2015 по настоящее время не исполняет, были рассмотрены и обоснованно отклонены судами, поскольку указанные обстоятельства не являются предметом рассмотрения настоящего спора.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июня 2022 года по делу N А19-2232/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пунктов 4, 5 Порядка следует, что подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или до принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды. Проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления.
...
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодателем по договору аренды является собственник имущества.
Согласно части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
...
В соответствии с частью 1 статьи 9, частью 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в 30-дневный срок со дня регистрации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 октября 2022 г. N Ф02-4977/22 по делу N А19-2232/2022