город Иркутск |
|
03 ноября 2022 г. |
Дело N А58-1470/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2022 года по делу N А58-1470/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) для рассмотрения по подсудности передано заявление индивидуального предпринимателя Баишевой Марфы Афанасьевны (ОГРНИП 313144731900011, ИНН 143516485240) к Департаменту имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) о признании незаконным отказа от 05.02.2021 N 432-ДИЗО/21 в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером квартала 14:35:11200332140 площадью 32140 кв. м, расположенного в г. Якутске, в собственность для сельскохозяйственного производства (с учетом уточнений заявителя, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 марта 2022 года по делу N А58-7109/2021 о выделении требований в отдельное производство).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2022 года, заявленное требование удовлетворено, отказ Департамента признан незаконным. Суд первой инстанции обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения заявления от 28.12.2020 N 1300275.
Департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то обстоятельство, что согласно сведениям ИСОГД N 07-066824 от 12.01.2021 запрашиваемый земельный участок расположен в береговой полосе водного объекта; приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещается в силу пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации; в силу пункта 12 статьи 85 указанного Кодекса земельные участки общего пользования также не подлежат приватизации; поскольку схема расположения земельного участка Департамента не была утверждена, в предварительном согласовании земельного участка отказано правомерно; по генеральному плану, утвержденному распоряжением "О внесении изменений в постановление городского Собрания депутатов города Якутска от 16.03.2015 ПГС-30-1 "Об утверждении генерального плана городского округа "город Якутск", запрашиваемый земельный участок расположен на территории, где функциональная зона не установлена.
Предпринимателем отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.12.2020 предприниматель Баишева М.А. обратилась в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером квартала 14:35:112003 площадью 32140 кв. м, расположенного в г. Якутске, в собственность для сельскохозяйственного производства, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Департамент письмом N 432-ДОЗО/21 от 05.02.2021 сообщил об отказе в предварительном согласовании указанного земельного участка для обеспечения сельскохозяйственного производства со ссылкой на пункт 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации указав следующие основания: - запрашиваемый земельный участок расположен на территории где функциональная зона не установлена; - на запрашиваемый земельный участок распространяется лесохозяйственный регламент; - часть запрашиваемого участка расположена в запретной зоне при военном складе.
Не согласившись с отказом Департамента, предприниматель Баишева М.А. обратилась в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что принятое Департаментом решение об отказе в предварительном согласовании указанного земельного участка, является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Статья 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определяет порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Указанный порядок предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; принятие по заявлению гражданина или юридического лица уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в частности, если земельный участок предстоит образовать.
Пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
На основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Из содержания оспариваемого решения следует, что Департамент отказал предпринимателю в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подпункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации установлены виды зон с особыми условиями использования территорий, к которым пунктом 10 указанной статьи отнесена зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов.
Порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны урегулирован Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 (далее - Положение N 405).
Согласно Положению N 405 в нем используются термины запретная зона, зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, внешний периметр военного объекта, специальная зона. При этом под запретной зоной понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 405 запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
Решение вопросов об установлении запретной зоны и иных специальных зон, изменении границ таких зон, их упразднении возложены на межведомственную комиссию по определению необходимости установления соответствующих зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, которое осуществляется на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект (пункты 16, 24 Положения N 405).
Вместе с тем, суды установили, что в материалах дела отсутствуют доказательства принятия соответствующего решения уполномоченным органом об установлении в пределах испрашиваемого земельного участка запретной зоны. Кроме того, как правильно указали суды, из представленных в дело доказательств невозможно установить на основании каких документов Департамент пришел к выводу о том, что запрашиваемый земельный участок частично расположен в запретной зоне при военном складе.
Департамент, отказывая в согласовании предоставления запрашиваемого земельного участка, также указал, что земельный участок находится в зоне городских лесов.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе: к рекреационным; сельскохозяйственного использования (пункт 1).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2).
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (пункт 9).
В соответствии с пунктом 1.1.5 Постановления Окружной администрации г. Якутска от 11.10.2013 N 242п "Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск" Республики Саха (Якутия)" все городские леса расположены на территории городского округа "город Якутск" составляют 11 084 Га. Распределение городских лесов в разрезе лесных кварталов по лесорастительным зонам и лесным районам приведено в таблице 2 и определено в количестве 47 кварталов.
Согласно статьям 111, 116, 122 Лесного кодекса Российской Федерации на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса. Городские леса отнесены к защитным лесам. В городских лесах запрещается ведение сельского хозяйства.
Также запрещается ведение сельского хозяйства в соответствии со статьей 114 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных в лесопарковых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной функций и эстетической ценности природных ландшафтов).
В силу положений статей 6.1, 7, 23, главы 5 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
Границы функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковой зоне, на землях, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов, лесотаксационных выделов и их частей (пункт 26 Правил определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1755).
Суды первой и апелляционной инстанций, по результатам исследования и оценки представленных доказательств и доводов сторон, пришли к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств того, что испрашиваемый предпринимателем для согласования земельный участок отнесен к лесопарковой зоне, в которой запрещается ведение сельского хозяйства. Также в материалах дела отсутствуют доказательства, что спорный земельный участок расположен в пределах установленных лесохозяйственным регламентом лесных кварталов.
Вместе с этим, суд округа отмечает, что само по себе отсутствие установленных функциональных зон не может являться в силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Исходя из изложенного, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департаментом не доказана правомерность отказа предпринимателю в согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка по приведенным в нем основаниям.
Фактические обстоятельства дела судом установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе о расположении земельного участка в береговой полосе водного объекта, его ограничении в обороте отклоняются, как необоснованные, поскольку указанное не являлось основанием для принятия оспариваемого отказа.
Иные доводы Департамента об образовании земельного участка в пределах территориальных зон лесничеств и лесопарков по существу сводятся к несогласию с установленными судами обстоятельствами и направлены на иную оценку доказательств, представленных в материалы дела, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы в пределах ее доводов Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2022 года по делу N А58-1470/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статей 6.1, 7, 23, главы 5 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
Границы функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковой зоне, на землях, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов, лесотаксационных выделов и их частей (пункт 26 Правил определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1755).
...
Вместе с этим, суд округа отмечает, что само по себе отсутствие установленных функциональных зон не может являться в силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 ноября 2022 г. N Ф02-5392/22 по делу N А58-1470/2022