город Иркутск |
|
14 ноября 2022 г. |
N А19-27192/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Соколовой Л.М.,
при участии представителей от истца - Янченко Татьяны Николаевны (доверенность от 13.10.2022), от ответчика - Вишневского Андрея Владимировича (доверенность от 13.09.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 мая 2022 года по делу N А19-27192/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1023802658714, ИНН 3834002314, далее - комбинат) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - общество) о взыскании 683 520 рублей штрафа за задержку уборки вагонов.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 мая 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2022 года, иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 455 040 рублей, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права.
По мнению подателя жалобы, у судов не имелось оснований для отказа в иске, поскольку ответчиком не соблюден срок уборки вагонов.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ответчика их отклонил по мотивам, изложенным в письменном отзыве от 06.10.2022.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 31.05.2018 комбинат (владелец) и общество (перевозчик) заключили договор N 41/МД на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования комбината на станции Коршуниха - Ангарская Восточно - Сибирской железной дороги (далее - Договор).
В Договоре стороны согласовали, что возврат вагонов с пути необщего пользования на выставочные пути владельца (приемоотправочные пути станции Фабричная) осуществляется локомотивом владельца, а с выставочных путей владельца на приемоотправочные пути станции Коршуниха - Ангарская - локомотивом перевозчика. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 8-ми часов после регистрации уведомления о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке (пункты 10, 11 Договора).
Ссылаясь на систематическое нарушение обществом в период декабрь 2020 года - май 2021 года сроков уборки вагонов, повлекшее сверхнормативный простой вагонов, комбинат начислил перевозчику штраф, установленный частью 2 статьи 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), и направил в адрес последнего претензию с требованием о его уплате.
Оставление претензионного письма без удовлетворения послужило основанием для обращения комбината в суд с настоящим иском. В обоснование заявленного иска истец представил памятки приемосдатчика, акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, уведомления о завершении грузовой операции.
Суд первой инстанции, исходя из установленного факта задержки уборки вагонов по вине перевозчика по спорным железнодорожным накладным, признал обоснованным начисление штрафов на сумму 505 600 рублей, уменьшив их размер на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 455 040 рублей.
При этом суд признал неверным исчисление истцом срока на уборку вагонов, полагая, что на основании пункта 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), срок уборки вагонов подлежит исчислению с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, и с учетом условий пункта 11 Договора составляет 10 часов (т.е. 2 часа после приема перевозчиком уведомления о завершении грузовой операции + 8 часов на уборку готовых отправительских маршрутов).
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем вывод о неправомерности применения истцом 8-ми часового срока на уборку вагонов без учета дополнительного увеличения на 2 часа основан на неправильном применении судами обеих инстанций норм материального права и толковании условий Договора.
Статьей 100 Устава предусмотрено начисление штрафа за задержку по вине перевозчика уборки вагонов с мест погрузки/выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования (с выставочных путей) либо приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В силу пункта 3.7 Правил N 26 сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Из анализа положений указанных правовых норм следует, что срок уборки вагонов, за нарушение которого предусмотрена ответственность перевозчика в виде уплаты штрафа, согласовывается сторонами в договоре с учетом технологии станции (пути необщего пользования) и момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, и является обязательным для перевозчика.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
По смыслу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
В пункте 11 Договора стороны согласовали, что срок на уборку готовых отправительских маршрутов составляет 8 часов с момента регистрации уведомления о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке.
Соответственно, в силу условий Договора согласованный сторонами 8-часовой срок на уборку вагона включает в себя, в том числе, 2 часа после получения уведомления (т.е. вагоны должны быть убраны в течение 6 часов с момента начала течения срока уборки, установленного абзацем 2 пункта 3.7 Правил N 26).
Данный Договор соответствует положениям вышеприведенных правовых норм, исполняется сторонами и не оспорен ответчиком в установленном законом порядке.
При изложенных обстоятельствах у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для исчисления срока на уборку вагонов равного 10 часам.
В связи с неправильным применением судами норм материального права обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду надлежит учесть вышеизложенное, проверить расчет штрафа, рассмотреть все доводы сторон, в том числе, довод ответчика об отсутствии у него возможности своевременной уборки выгонов вследствие неправомерности действий/бездействий самого владельца путей необщего пользования (ввиду недостаточности денежных средств на едином лицевом счете комбината, отсутствия оформленных перевозочных документов), в зависимости от установленного принять законный судебный акт, разрешить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 мая 2022 года по делу N А19-27192/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 августа 2022 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
По смыслу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
...
В пункте 11 Договора стороны согласовали, что срок на уборку готовых отправительских маршрутов составляет 8 часов с момента регистрации уведомления о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке.
Соответственно, в силу условий Договора согласованный сторонами 8-часовой срок на уборку вагона включает в себя, в том числе, 2 часа после получения уведомления (т.е. вагоны должны быть убраны в течение 6 часов с момента начала течения срока уборки, установленного абзацем 2 пункта 3.7 Правил N 26)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 ноября 2022 г. N Ф02-5427/22 по делу N А19-27192/2021