город Иркутск |
|
15 ноября 2022 г. |
N А78-8963/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Соколовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зейналовой Р.А.,
при участии в судебных заседаниях 07.11.2022 и 15.11.2022 представителей от истца - Шварёва Николая Николаевича (доверенность от 28.09.2022), Мишина Дмитрия Анатольевича (доверенность от 15.02.2022), от ответчика - Казака Евгения Геннадьевича (доверенность от 01.09.2021), Москаленко Марии Владимировны (доверенность от 03.08.2020), Плотниковой Елены Юрьевны (доверенность от 14.10.2022), Новиковой Татьяны Васильевны (доверенность от 06.06.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Забайкальского края кассационную жалобу публичного акционерного общества "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2022 года по делу N А78-8963/2021 Арбитражного суда Забайкальского края,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Центр по перевозке грузов в контейнерах "Трансконтейнер" (ОГРН 1067746341024, ИНН 7708591995, далее - Компания) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - Общество) о внесении изменений в договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 апреля 2022 года иск удовлетворен. Возникшие между сторонами разногласия урегулированы судом, в частности, подпункты "б", "в", "д" пункта 4.2 исключены из договора, подпункт "е" пункта 4.2 договора изложен в редакции истца.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2022 года судебное решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность постановления апелляционного суда в связи с неправильным применением апелляционным судом норм материального права.
По мнению подателя кассационной жалобы, ответчик, не являющийся владельцем вагонов колеи 1435 мм, не имеет права требовать платы за их пользование и начислять повышающий коэффициент 1,3.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 07.11.2022, объявлялся перерыв до 14.11.2022, затем до 15.11.2022, о чем сделаны публичные извещения в сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено в присутствии представителей сторон.
В судебных заседаниях 07.11.2022 и 15.11.2022 представители заявителя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители ответчика их отклонил по мотивам, изложенным в письменном отзыве от 31.10.2022.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Компанией (владелец пути необщего пользования) и Обществом (перевозчик) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 16.12.2020 N 300-2000004191459 (НКП Заб-д/20/12/237), предметом которого является оказание услуг, в том числе, по подаче, расстановке вагонов на места погрузки, выгрузки и уборке вагонов, прибывающих в адрес Компании, с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Забайкальск Забайкальской железной дороги, стрелочным переводом N 915 к пути N 701 (путь N 703) и стрелочным переводом N 904 к пути N 226 (путь N 763), локомотивом Перевозчика.
Подпунктами "б", "в", "д", "е" пункта 4.2 договора предусмотрено внесение владельцем перевозчику платы за пользование вагонами КЖД колеи 1435 мм, прибывающими в адрес владельца под выгрузку, и штрафа за их задержку на основании статей 62, 99, 100 Устава, а также платы за нахождение вагонов КЖД колеи 1435 мм (кроме вагонов под перегруз контейнеров) на железнодорожных путях общего пользования в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).
Ссылаясь на то, что вагоны КЖД колеи 1435 мм не принадлежат перевозчику, Компания обратилась к Обществу с предложением (письмо от 22.03.2021) о внесении изменений в условия договора относительно данных вагонов путем исключения из пункта 4.2 договора подпунктов "б", "в", "д", и изложения подпункта "е" в новой редакции (без указания на вагоны КЖД).
Отказ Общества от внесения изменений в договор послужил основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал иск подлежащим удовлетворению. Судебный акт мотивирован тем, что спорные условия договора противоречат нормам действующего гражданского законодательства, предусматривающим право начисления перевозчиком платы и штрафа в отношении лишь тех вагонов, которые принадлежат перевозчику. В рассматриваемом случае владельцем вагонов колеи 1435 мм является Китайская Народная Республика.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, посчитав, что действия перевозчика, принимающего вагоны КЖД в свое пользование в соответствии с Правилами пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) от 01.05.2008 и осуществляющего плату за пользование вагонами китайским владельцам на основании российского законодательства, означают принадлежность этих вагонов перевозчику на праве возмездного пользования. В связи с чем, суд признал заявленные требования необоснованными и отказал в иске.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
К правоотношениям сторон наряду с российским законодательством применяются нормы Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 (СМГС) и Договор о Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) от 01.05.2008.
В силу параграфа 6 статьи 14 СМГС вагон для перевозки груза предоставляет перевозчик или отправитель. Для перевозки предоставляются вагоны, допущенные к обращению в международном сообщении.
Согласно пункту 21 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, данные Правила применяются и к вагонам, контейнерам, принадлежащим железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам. При этом при исчислении платы за пользование этими вагонами, контейнерами применяется дополнительный коэффициент 1,3.
В соответствии с параграфом 1 статьи 2, параграфом 2 статьи 3 СМГС на железные дороги возложена обязанность перевозить грузы между железнодорожными станциями железных дорог, открытых для осуществления грузовых операций, в том числе и пограничными железнодорожными станциями.
Перевозка грузов из Китая в Россию до входной пограничной станции Российской Федерации осуществляется поездами и вагонами китайских железных дорог. Вагоны колеи 1435 прибывают на железнодорожный путь необщего пользования из Китая.
Общество и Китайские железные дороги являются сторонами Договора правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) с 01.01.2009. Согласно данным Правилам парк грузовых вагонов, допущенных к обращению в международном сообщении по железным дорогам, находится в совместном пользовании дорог - участниц договора.
Порядок приема и сдачи иностранных вагонов на пограничной станции установлен в Правилах пользования грузовыми вагонами, в соответствии с пунктом 3.3 которых передача вагонов с железной дороги одной страны на железную дорогу другой страны оформляется вагонной ведомостью, которая составляется сдающей дорогой в четырех экземплярах, по два экземпляра для каждой стороны.
Общество является дорогой-пользователем и согласно пункту 8.1 ПГВ должно уплачивать дороге-собственнику плату за пользование вагонами за время нахождения на линиях дороги-пользователя. Все расчеты, вытекающие из ПГВ, производятся в порядке и сроки, установленные Правилами о расчетах в международном пассажирском и грузовом сообщениях (пункт 1.7 ПГВ).
Таким образом, нормы международного соглашения предусматривают обязанность Общества внести плату за пользование вагонами Китайским железным дорогам. Следовательно, такие вагоны в период их нахождения на российских железных дорогах принадлежат перевозчику на праве возмездного пользования, в связи с чем, Общество вправе взыскивать плату за пользование вагонами с владельца путей необщего пользования на основании статьи 39 Устава.
С учетом изложенного апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые условия заключенного сторонами договора не противоречат действующему законодательству.
Нормы материального права применительно к рассматриваемому спору и установленным обстоятельствам (схема осуществления перевозок грузов через государственную границу Китая в Россию) истолкованы апелляционным судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления, судом округа не выявлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба Компании подлежит оставлению без удовлетворения, а обжалуемый судебный акт на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - без изменения.
Поскольку кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2022 года по делу N А78-8963/2021 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с параграфом 1 статьи 2, параграфом 2 статьи 3 СМГС на железные дороги возложена обязанность перевозить грузы между железнодорожными станциями железных дорог, открытых для осуществления грузовых операций, в том числе и пограничными железнодорожными станциями.
...
Общество является дорогой-пользователем и согласно пункту 8.1 ПГВ должно уплачивать дороге-собственнику плату за пользование вагонами за время нахождения на линиях дороги-пользователя. Все расчеты, вытекающие из ПГВ, производятся в порядке и сроки, установленные Правилами о расчетах в международном пассажирском и грузовом сообщениях (пункт 1.7 ПГВ).
Таким образом, нормы международного соглашения предусматривают обязанность Общества внести плату за пользование вагонами Китайским железным дорогам. Следовательно, такие вагоны в период их нахождения на российских железных дорогах принадлежат перевозчику на праве возмездного пользования, в связи с чем, Общество вправе взыскивать плату за пользование вагонами с владельца путей необщего пользования на основании статьи 39 Устава."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 ноября 2022 г. N Ф02-5322/22 по делу N А78-8963/2021
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5322/2022
14.09.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2611/2022
06.07.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2611/2022
19.04.2022 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-8963/2021