город Иркутск |
|
16 ноября 2022 г. |
Дело N А74-3310/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Новиковой О.Н.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Хакасия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Корякиной О.Е., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Милешиной И.В.,
при участии в судебном заседании представителей публичного акционерного общества "Совкомбанк" Пахомова М.В. (доверенность от 12.04.2022, диплом, паспорт), Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Распутиной И.П. (доверенность от 28.12.2021, диплом, удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу публичного акционерного общества "Совкомбанк" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 июня 2022 года по делу N А74-3310/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Совкомбанк" (ОГРН 1144400000425, ИНН 4401116480, далее - ПАО "Совкомбанк", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России, Управление) о признании незаконными решения от 29.03.2022 по делу N 019/05/5-56/2022 и предписания от 29.03.2022.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 июня 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "Совкомбанк" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по мотивам неправильного применения норм материального права, ненадлежащей оценкой обстоятельств дела, нарушения норм процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что к материалам дела был приобщен фрагмент рекламного материала, содержащий спорный текст рекламы в натуральную величину, однако в нарушение части 1 статьи 162, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции осмотр вещественного доказательства не проводился, что не позволило суду объективно установить обстоятельства дела и применить закон, подлежащий применению. По мнению заявителя, материалы дела не содержат доказательств невозможности прочтения рекламного текста и в судебных актах не приведено оснований для квалификации текста рекламного материала, как мелкого, не имеется обоснования для подтверждения субъективного суждения о том, что текст рекламного материала должен быть читаемым именно с расстояния (последовательно) с 5 до 15 метров включительно и для прочтения определенного шрифта нужен определенный временный период; Управлением и судами не исследовались вопросы, с каким уровнем зрения должен быть потребитель, обращающий внимание на рекламный материал, и о возможности потребителя приблизиться к тексту баннера. По мнению общества, антимонопольный орган не указал достаточный размер шрифта для его прочтения при равных погодных и индивидуальных условиях, тогда как заявителем были приведены научные данные соответствия размера шрифта общеустановленным медицинским стандартам, оставленные без внимания судами.
В отзыве на кассационную жалобу Управление считает доводы, изложенные в ней несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель ПАО "Совкомбанк" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Управления просил оставить судебные акты без изменения.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, антимонопольным органом по результатам проведенного мониторинга наружной рекламы, по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 58, выявлена реклама "Совкомбанк" следующего содержания: "особые условия для пенсионеров возвращаем проценты по денежному кредиту %... (далее мелкий нечитаемый текст)", о чем составлен акт проведения мониторинга наружной рекламы от 09.12.2021.
Управлением составлена служебная записка от 24.01.2022, в которой указано на наличие признаков нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). При этом антимонопольный орган исходил из того, что информация, распространенная на рекламном баннере, попадает под понятие рекламы; размещение части информации осуществлено способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения); в рекламе отсутствует часть существенной информации (сумма и срок и кредитного договора).
Определением от 25.01.2022 в отношении ПАО "Совкомбанк" Управлением возбуждено дело N 019/05/5-56/2022 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, и назначено его рассмотрение.
01.03.2022 антимонопольным органом проведен повторный мониторинг наружной рекламы, а именно: рекламы банка "Совкомбанк" на баннере, находящегося по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 58, и цифровым однообъективным зеркальным фотоаппаратом Canon EOS 1100 D была зафиксирована реклама следующего содержания: "особые условия для пенсионеров возвращаем проценты по денежному кредиту %..."; фотографирование производилось с разных ракурсов на расстоянии от 5 до 15 метров; ближайшая фотофиксация осуществлялась в непосредственной близости от ограждения придомовой территории многоквартирного дома по ул. Пушкина, д. 58; съемка производилась при дневном освещении.
Решением антимонопольного органа от 29.03.2022 по делу N 019/05/5-56/2022 спорная реклама признана ненадлежащей в связи с нарушением требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
29.03.2022 на основании указанного решения обществу выдано предписание, согласно которому в срок до 30.04.2022 необходимо прекратить нарушение законодательства о рекламе, а именно - демонтировать рекламные баннеры банка, находящиеся по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, д. 58, имеющие следующее содержание: "особые условия для пенсионеров. Возвращаем процент по денежному кредиту 0%... (далее мелкий нечитаемый текст)".
Не согласившись с указанными решением и предписанием, ПАО "Совкомбанк" оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемые решение и предписание Управления являются законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В целях Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму, а рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункты 5 - 7 части 1 статьи 3 Закона о рекламе).
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (пункт 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе).
Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" для заемщика и влияющие на нее.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - постановление Пленума N 58), при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Как разъяснено в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума N 58, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.
Суды установили, что спорный рекламный баннер расположен на фасаде первого этажа жилого дома, содержащаяся в нем информация является рекламой финансовой услуги (предоставление кредита) - адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам, оказываемым ПАО "Совкомбанк", формирует и поддерживает интерес к оказываемым услугам, ориентирована на пенсионеров, о чем прямо указано в рекламном тексте.
Также суды установили, что реклама с наиболее привлекательной для потребителя информацией - особые условия для пенсионеров, возвращаем проценты по денежному кредиту 0%, - указана крупным шрифтом на красном фоне в середине баннера, а иные существенные условия получения кредита - способом, затрудняющим восприятие всех существенных условий, в том числе мелким шрифтом серого цвета на белом фоне в нижней части баннера с использованием иной толщины шрифта (кегля).
По результатам исследования рекламной информации суд первой инстанции пришел к выводу, что изучение непривлекательных обременительных коммерческих условии финансовой услуги требует напряжения зрения, в том числе в случае, если потребитель окажется в непосредственной близости к рекламному баннеру. Вместе с тем эти условия представляют собой существенную информацию, в результате недоведения которой до потребителей искажается содержание рекламы в целом.
В рассматриваемом случае суды также учли влияющие на оценку рекламы факторы: особенность места ее размещения, высоту, на которой она расположена, цветовое решение и освещенность объекта, исполнение рекламного объявления, обоснованно указали, что использование значительно различающихся шрифтов, общая структура расположения информации на баннере, в сочетании с особенностями размещениями рекламы (ограждение придомовой территории, расположение деревьев, наличие перед рекламным баннером элементов городской архитектуры) не позволяют потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенной в рекламе информации.
Как верно отметили суды двух инстанций, нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта, которым должна быть напечатана обязательная в силу закона информация, однако это не означает, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Так как реклама предназначена для распространения среди неопределенного круга лиц, вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей без специальных усилий и применения специальных средств.
Вопреки доводам общества о возможности применения таблицы Головина-Сивцева указанная оптометрическая таблица подлежит применению в медицинских учреждениях для проверки остроты зрения, а не при ознакомлении с наружной рекламой.
Доводы заявителя об отсутствии в материалах дела сведений о точном расстояния до рекламного баннера при фотографировании, о точках съемки, об использованных средствах технического увеличения, о погодных условиях на момент мониторинга не опровергают установленный антимонопольным органом факт того, что размер и вид шрифта, а также использованная в рекламе цветовая гамма искажают восприятие сведений об условиях кредитного продукта; факт того, что спорная информация не воспринимается в полном объеме было установлено и судом первой инстанции при осмотре в судебном заседании рекламного материала (баннера) в натуральную величину (протоколы судебного заседания от 10.06.2022, от 17.06.2022).
Учитывая вышеизложенное, является правомерным вывод судов о том, что в спорной рекламе существенная информация об условиях кредитования затруднительна для восприятия потребителем, что, по смыслу законодательства о рекламе, равнозначно ее фактическому отсутствию.
Оценка спорной рекламы обоснованно осуществлена судами с позиции обычного потребителя. Как правильно указали суды, вопрос восприятия информации, изложенной в размещенной заявителем рекламе, является вопросом факта, который специальных знаний не требует; отраженная в рекламе информация должна быть доступна для любого потенциального потребителя, поскольку согласно статье 3 Закона о рекламе реклама имеет своей целью привлечение внимание к объекту рекламирования неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суды пришли к мотивированным выводам о законности оспариваемых решения и предписания, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Фактические обстоятельства дела судами установлены правильно и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 июня 2022 года по делу N А74-3310/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума N 58, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.
...
Как верно отметили суды двух инстанций, нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта, которым должна быть напечатана обязательная в силу закона информация, однако это не означает, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
...
Оценка спорной рекламы обоснованно осуществлена судами с позиции обычного потребителя. Как правильно указали суды, вопрос восприятия информации, изложенной в размещенной заявителем рекламе, является вопросом факта, который специальных знаний не требует; отраженная в рекламе информация должна быть доступна для любого потенциального потребителя, поскольку согласно статье 3 Закона о рекламе реклама имеет своей целью привлечение внимание к объекту рекламирования неопределенного круга лиц."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 ноября 2022 г. N Ф02-5609/22 по делу N А74-3310/2022