город Иркутск |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А19-23424/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Волковой И.А., Кушнаревой Н.П.
при участии в судебном заседании представителя министерства лесного комплекса Иркутской области Хороших Е.А. (доверенность от 18.08.2021) и представителя общества с ограниченной ответственностью "Комсистем" Барковой Ю.В. (доверенность от 28.02.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства лесного комплекса Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2022 года по делу N А19-23424/2021 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, г. Иркутск, далее также - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Комсистем" (ОГРН 1153850034062, ИНН 3814023725, г. Зима Зиминского городского округа Иркутской области, далее также - ООО "Комсистем", общество, ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 05.10.2011 N 91-427/11 за период с июня 2020 года по октябрь 2021 года в сумме 2 229 543 рубля 39 копеек, неустойки за нарушение сроков оплаты за период с 11.04.2020 по 29.10.2021 в сумме 104 187 рублей 60 копеек, неустойки за невыполнение мероприятий по лесовосстановлению за период с 16.10.2020 по 29.10.2021 в сумме 581 831 рубль 50 копеек, а также о расторжении договора аренды лесного участка от 05.10.2011 N 91-427/11 и обязании возвратить лесной участок, переданный по этому договору.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 марта 2022 года иск министерства удовлетворен.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2022 года указанное решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В поданной жалобе истец сослался на неправильное применение апелляционным судом норм материального права (пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 61, 70.1, 70.3, 88, 94 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации") и, как следствие, на ошибочность выводов этого суда об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленных им требований. В частности, истец выразил несогласие с выводами апелляционного суда о невозможности ответчика выполнить лесовосстановительные мероприятия в отсутствие проекта освоения лесов, поскольку такой проект содержит лишь рекомендуемые к выполнению виды таких мероприятий. Истец также указал на необоснованное отклонение апелляционным судом его доводов о невозможности использования ответчиком арендованного лесного участка в связи с обстоятельствами, зависящими от него самого, а именно - в связи с невозвратом им на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2020 года по делу N А19-576/2020 части лесного участка, расположенного в границах заказника "Зулумайский", а также в связи с неисполнением обязанности по подготовке проектной документации лесного участка и разработке проекта освоения лесов с учетом произошедших изменений в характеристиках арендованного лесного участка. По утверждению истца, апелляционный суд, придя к выводу об отсутствии в пользовании общества лесного участка в границах заказника "Зулумайский", фактически освободил последнего от исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2020 года по делу N А19-576/2020, чем нарушил положения части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика в устных пояснениях указал на несостоятельность доводов министерства, в связи с чем просил оставить обжалуемое постановление без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 01 ноября 2022 года судом объявлен перерыв до 08 ноября 2022 года, информация о чем размещена на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделах "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) и "Календарь судебных заседаний" (rad.arbitr.ru).
После окончания перерыва 08 ноября 2022 года судебное заседание продолжено.
Представитель министерства поддержал ранее изложенные доводы.
Ответчик явку своих представителей не обеспечил.
На основании части 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в отзыве на нее, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов этого суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании протокола результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 22.09.2011 N 2 агентство лесного хозяйства Иркутской области (правопредшественник истца, арендодатель) и ООО "Трейд Ост" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 05.10.2011 N 91-427/11, согласно которому арендатору предоставлен в аренду для использования в целях заготовки древесины находящийся в государственной собственности лесной участок из состава земель лесного фонда общей площадью 28 137 га (номер учетной записи в государственном лесном реестре 398-2011-07), имеющий местоположение: Иркутская область, Куйтунский район, Куйтунское лесничество, Куйтунское участковое лесничество, Каранцайская дача, кварталы N 40, N 45 ч, N 46 ч, N 89, N 91 - N 93, N 105 - N 112, N 119 - N 130, N 140 - N 147, N 158 - N 162.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 23.12.2011.
Условия о размере и сроках внесения арендной платы предусмотрены разделом 4 договора. Так, согласно пункту 4.2 договора арендатор вносит арендую плату ежемесячно равными частями в размере 1/12 части годового размера арендной платы с 01 по 10 число текущего месяца. При этом пунктом 4.5 договора предусмотрено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Размер годовой арендной платы по договору аренды в 2020 году составил 1 539 236 рублей 77 копеек, в 2021 году - 1 597 986 рублей 26 копеек.
В пункте 6.2 договора стороны предусмотрели, что в случае нарушения срока оплаты арендатор уплачивает арендодателю неустойку в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации от суммы неисполненного обязательства.
В соответствии с пунктом 5.4.9 договора арендатор обязался осуществлять за свой счет санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
В пункте 6.4 договора стороны установили, что в случае неисполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5.4.9 договора, арендатор обязан уплатить арендодателю неустойку в размере 0,1 % от размера годовой арендной платы за каждый день просрочки, начиная со дня получения уведомления о необходимости исполнения арендатором соответствующего обязательства до его полного исполнения. Уплата неустойки не освобождает арендатора от исполнения обязательства в натуре.
На основании дополнительного соглашения от 09.07.2018 права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка от 05.10.2011 N 91-427/11 с согласия арендодателя перешли к ООО "Комсистем".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2020 года по делу N А19-576/2020 применены последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды лесного участка от 05.10.2011 N 91-427/11 в части передачи арендатору в пользование лесных участков, расположенных в границах заказника "Зулумайский", Куйтунское лесничество, Куйтунское участковое лесничество, Каранцайская дача, кварталы N 89, N 91 - N 93, N 105 - N 109, N 119 - N 126, N 140 - N 146, N 158 - N 159): суд обязал ООО "Комсистем" в течение десяти календарных дней возвратить министерству по акту приема-передачи указанные лесные участки, расположенные в границах заказника "Зулумайский".
Установив в период действия договора аренды факты нарушения ООО "Комсистем" условий этого договора, а именно - невыполнение мероприятий по лесовосстановлению на площади 17,1 га на вырубках 2019 года, подлежавших выполнению в 2020 году, министерство на основании пункта 6.4 договора произвело начисление неустойки за невыполнение данных мероприятий за период с 16.10.2020 по 29.10.2021 в сумме 581 831 рубль 50 копеек и направило в адрес ответчика претензию от 21.05.2021 N 02-91-6794/21 с требованием выполнить мероприятия и уплатить эту неустойку. Факт невыполнения лесовосстановительных мероприятий на площади 17,1 га установлен решением Зиминского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 года по делу N 2-727/2021, которым на ответчика возложена обязанность в срок до 01.03.2022 разработать проект лесовосстановления на соответствующие лесные участки, расположенные в эксплуатационных лесах Куйтунского участкового лесничества Каранцайской даче в квартале N 161 на выделах N 6 и N 13, пройденных рубкой в 2019 году, в срок до 01.09.2022 - провести лесовосстановительные мероприятия на этих участках.
В связи с систематическим неисполнением арендатором предусмотренных договором обязательств по внесению арендной платы, министерство 24.09.2021 направило ему претензию от 22.09.2021 N 02-91-13692/21, в которой потребовало в срок до 20.10.2021 погасить задолженность по арендной плате за период с июня 2020 года по октябрь 2021 года в сумме 2 229 543 рубля 39 копеек (с учетом ее частичной уплаты), уплатить неустойку за нарушение сроков внесения арендных платежей за период с 11.04.2020 по 29.10.2021 в сумме 104 187 рублей 60 копеек и в случае непогашения задолженности и неуплаты неустойки предложило подписать соглашение о расторжении договора аренды.
Поскольку указанные в претензиях требования оставлены обществом без удовлетворения, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском
Удовлетворяя заявленные требования министерства, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 310, 329, 330, 452, 606, 614, 619, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 12, 55, 61, 62, 72, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами лесовосстановления, утвержденными приказами Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25.03.2019 N 188 и от 04.12.2020 N 1014, и, признав доказанным нарушение ответчиком условий договора аренды (в том числе нарушение им сроков внесения арендных платежей и невыполнение мероприятий по лесовосстановлению), исходил из наличия оснований для взыскания с него как задолженности по арендной плате и неустойки за нарушение сроков ее внесения и за невыполнение мероприятий по лесовосстановлению, так и для расторжения договора аренды и возврата лесного участка. При этом суд исходил из обоснованности начисления министерством задолженности по арендной плате ввиду того, что ответчик не подготовил проектную документацию на измененный в связи с принятием решения от 19 мая 2020 года по делу N А19-576/2020 лесной участок и не представил доказательства возврата лесных участков, расположенных в границах заказника "Зулумайский".
Отменяя указанное решение и отказывая в удовлетворения иска, апелляционный суд, напротив, установив невозможность использования ответчиком переданного в аренду лесного участка для целей заготовки древесины с 16.03.2020 (ввиду отмены распоряжения министерства от 05.04.2019 N 1071-мр "Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО "Комсистем"" и запрета в связи с этим заготовки древесины на этом участке), исходил из отсутствия правовых оснований для взыскания с общества задолженности по арендной плате, неустойки за нарушение сроков внесения арендных платежей и неустойки за невыполнение мероприятий по лесовосстановлению, а также из отсутствия в связи с этим оснований для расторжения договора аренды и возврата лесного участка.
Выводы апелляционного суда об отсутствии оснований для взыскания с ответчика задолженности по арендной плате и предусмотренной пунктом 6.2 договора неустойки за нарушение срока ее внесения являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Согласно части 4 этой статьи к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Из содержания норм главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства сторон по договору аренды являются взаимными - арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, позволяющем использовать его в соответствии с условиями договора и назначением имущества, в то время как арендатор, получив возможность такого использования, обязан вносить арендную плату. При этом арендодатель вправе требовать внесения арендатором арендной платы в предусмотренном договором размере в том случае, если арендатор имеет как фактическую, так и юридическую возможность владеть и пользоваться арендованным имуществом (определение Верховного Суда Российской Федерации от 03 марта 2016 года N 305-ЭС15-15053).
В пункте 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, содержатся разъяснения, согласно которым арендатор не обязан вносить арендную плату за период, в который он лишен возможности пользоваться объектом аренды по независящим от него обстоятельствам, в том числе вследствие неправомерных действий третьих лиц. Невозможность пользования арендованным имуществом по обстоятельствам, не зависящим от арендатора, освобождает последнего от исполнения обязанности по внесению арендной платы. Поскольку арендодатель в момент невозможности использования арендованного имущества по не зависящим от арендатора обстоятельствам, не осуществляет какого-либо предоставления, соответственно, он теряет право на получение арендной платы.
Применительно к договору аренды лесного участка арендатор должен иметь возможность осуществлять использование этого участка в соответствии с той целью, для которой он был ему предоставлен.
В рассматриваемом случае, как указано выше, предусмотренный договором аренды от 05.10.2011 N 91-427/11 лесной участок предоставлен обществу "Комсистем" в целях заготовки древесины.
В соответствии со статьями 26 и 88 Лесного кодекса Российской Федерации обязательным условием осуществления на арендованном лесном участке деятельности по заготовке древесины является наличие у арендатора проекта освоения лесов и подача им лесных деклараций.
Соответствующий проект освоения лесов был подготовлен ООО "Комсистем", положительное заключение государственной экспертизы этого проекта утверждено распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области от 05.04.2019 N 1071-мр. На основании поданных лесных деклараций общество приступило к использованию предоставленного ему лесного участка.
Между тем, как следует из материалов дела, после утверждения проекта освоения лесов министерство установило, что предоставленный обществу в аренду лесной участок был сформирован таким образом, что в его состав вошли лесные участки, находящиеся в границах государственного природного заказника "Зулумайский". Впоследствии расположенные на территории этого заказника леса были переведены из категории эксплуатационных в категорию защитных.
С учетом указанных обстоятельств на основании частей 1 и 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату заключения договора (в настоящее время статьи 111 и 112 этого Кодекса), не допускающих предоставления в аренду для заготовки древесины лесных участков в границах государственных природных заказников, решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2020 года по делу N А19-576/2020 договор аренды от 05.10.2011 N 91-427/11 в части предоставления ООО "Комсистем" лесных участков, расположенных в границах государственного природного заказника "Зулумайский", квалифицирован как недействительная (ничтожная) сделка и в порядке применения последствий ее недействительности на общество возложена обязанность возвратить соответствующие лесные участки министерству.
Распоряжением министерства от 16.03.2020 N 91-607-мр ранее вынесенное им распоряжение от 05.04.2019 N 1071-мр "Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО "Комсистем"" было отменено, при этом обществу установлен запрет осуществлять заготовку древесины на арендованном лесном участке и прекращено действие поданных им лесных деклараций.
В силу данных обстоятельств, исходя из изложенных выше норм, ООО "Комсистем" не могло осуществлять использование предоставленного ему лесного участка по указанному в договоре назначению.
При этом выводы суда первой инстанции о том, что общество не возвратило министерству часть арендованного лесного участка, расположенного в границах государственного природного заказника "Зулумайский", путем подписания акта его прима-передачи, а также о том, что общество не подготовило проектную документацию оставшейся у него в аренде части лесного участка (не входящей в границы территории заказника), необходимую для внесения изменений в предмет договора аренды и для разработки нового проекта освоения лесов, правомерно признаны апелляционным судом необоснованными. В частности, при установленной юридической и фактической невозможности использования арендованного лесного участка (его части) отсутствие акта его приема-передачи само по себе не свидетельствует о продолжении использования им этого участка (части этого участка) и допустимости взыскания с него арендной платы. Вопреки выводам суда первой инстанции и мнению министерства, по смыслу положений части 7 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации и пункта 12 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядку ее подготовки, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.02.2017 N 54, выполнение работ по подготовке проектной документации лесного участка применительно к настоящему случаю должно быть произведено министерством (в соответствии с частью 7 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации выполнение работ по подготовке проектной документации лесного участка может быть обеспечено заинтересованным лицом в случае заключения договора его аренды без проведения торгов). В данной ситуации, как правильно указал апелляционный суд, министерство изначально - при предоставлении лесного участка в аренду - сформировало его и подготовило в отношении него проектную документацию с нарушением требований законодательства путем включения в его состав части территории государственного природного заказника "Зулумайский", в связи с чем именно министерство должно являться лицом, ответственным за приведение этой проектной документации в соответствие с действующим законодательством (подготовкой новой документации на фактически находящийся у ответчика в аренде лесной участок) и внесение соответствующих изменений в заключенный договор аренды. Иной подход будет свидетельствовать о возложении неблагоприятных последствий ненадлежащего формирования министерством подлежащего передаче в аренду лесного участка на общество-арендатора.
С учетом изложенного, принимая во внимание сведения территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству (Куйтунское лесничество), содержащиеся в его письме от 20.07.2022 N 645, о том, что с марта 2020 года ООО "Комсистем" не осуществляло заготовку древесины по договору аренды лесного участка от 05.10.2011 N 91-427/11, апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований министерства о взыскании с ответчика задолженности по арендной плате и предусмотренной пунктом 6.2 договора неустойки за нарушение срока ее внесения.
В удовлетворении требовании истца в указанной выше части апелляционным судом отказано правомерно. Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Между тем в части отказа в удовлетворении требований министерства о взыскании с ответчика неустойки за невыполнение мероприятий по лесовосстановлению за период с 16.10.2020 по 29.10.2021 в сумме 581 831 рубль 50 копеек, а также о расторжении договора аренды лесного участка от 05.10.2011 N 91-427/11 и обязании возвратить лесной участок, переданный по этому договору, обжалуемое постановление подлежит отмене.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно частям 1 и 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется в том числе путем лесовосстановления.
Статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Обязанность по проведению мероприятий по лесовосстановлению предусмотрена пунктом 5.4.9 заключенного сторонами договора аренды лесного участка от 05.10.2011 N 91-427/11.
Действующее законодательство допускает возможность установления сторонами неустойки за различные случаи нарушения предусмотренных договором обязательств - как за неисполнение соответствующих обязательств, так и за их ненадлежащее исполнение (статьи 330 и 396 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае министерство основывало свое требование о взыскании неустойки на положениях пункта 6.4 договора, в котором определено, что в случае неисполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5.4.9 договора, арендатор обязан уплатить арендодателю неустойку в размере 0,1 % от размера годовой арендной платы за каждый день просрочки, и указало на то, что ООО "Комсистем" не выполнило в 2020 году мероприятия по лесовосстановлению после проведения в 2019 году сплошной рубки лесных насаждений на лесных участках площадью 17,1 га, расположенных в эксплуатационных лесах Куйтунского участкового лесничества, Каранцайской даче, в квартале N 161, на выделах N 6 и N 13. При этом в обоснование своего требования истец также сослался на установленный решением Зиминского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 года по делу N 2-727/2021 факт невыполнения ответчиком соответствующих мероприятий по лесовосстановлению и возложенную на него этим решением обязанность по выполнению этих мероприятий.
Отказывая в удовлетворении требования министерства о взыскании с общества неустойки, апелляционный суд исходил из отсутствия у последнего в период ее начисления (с 16.10.2020 по 29.10.2021) проекта освоения лесов. При этом суд также указал на то, что решением Зиминского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 года по делу N 2-727/2021 срок исполнения ответчиком обязанности по проведению мероприятий по лесовосстановлению установлен до 01.09.2022. В этой связи апелляционный суд признал требование министерства о взыскании с общества неустойки за период с 16.10.2020 по 29.10.2021 необоснованным.
Между тем, вопреки выводам апелляционного суда, отмена распоряжением министерства от 16.03.2020 N 91-607-мр ранее вынесенного им распоряжения от 05.04.2019 N 1071-мр об утверждении положительного заключения государственной экспертизы подготовленного обществом проекта освоения лесов в данном случае не могло являться препятствием к выполнению последним в 2020 году лесовосстановительных мероприятий (не предполагающих в силу своего характера рубку лесных насаждений) на лесных участках площадью 17,1 га, в отношении которых в 2019 году была проведена сплошная рубка лесных насаждений, так как сведения, содержащиеся в проекте освоения лесов о подлежащих выполнению лесовосстановительных мероприятиях, носят рекомендательный характер. Кроме того, сама отмена положительного заключения государственной экспертизы подготовленного ответчиком проекта освоения лесов не была связана с содержанием мероприятий по лесовосстановлению, а основывалась на включении в состав переданного в аренду лесного участка территории государственного природного заказника "Зулумайский". При этом мероприятия по лесовосстановлению подлежали выполнению ответчиком на той части арендованного лесного участка, которая не входила в границы заказника.
Указание в резолютивной части решения Зиминского городского суда Иркутской области от 21 октября 2021 года по делу N 2-727/2021 срока выполнения ответчиком мероприятий по лесовосстановлению - до 01.09.2022 - является реализацией процессуальной нормы о необходимости установления в решении, обязывающем ответчика совершить определенные действия, срока совершения этих действий и не свидетельствует об изменении таким решением изначально установленного в договоре и нарушенного срока их совершения.
В этой связи выводы апелляционного суда об отсутствии оснований для взыскания с общества "Комсистем" неустойки за невыполнение мероприятий по лесовосстановлению являются преждевременными.
При этом без оценки (исследования) апелляционным судом обстоятельств неисполнения ответчиком мероприятий по лесовосстановлению в качестве заявленных министерством оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, выводы этого суда об отказе в удовлетворении требований министерства в части расторжения договора аренды и возврате лесного участка также являются преждевременными.
На основании изложенного принятое по делу постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика неустойки за невыполнение мероприятий по лесовосстановлению, о расторжении договора аренды лесного участка от 05.10.2011 N 91-427/11 и обязании возвратить лесной участок не может быть признано законным и обоснованным, как того требует часть 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частями 1 и 2 статьи 288 этого Кодекса подлежит в этой части отмене с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционный суд. В остальной части обжалуемое постановление следует оставить без изменения.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, исследовать и оценить все имеющиеся в материалах дела доказательства, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, по результатам чего применить подлежащие применению к отношениям сторон нормы материального права и разрешить имеющийся спор.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2022 года по делу N А19-23424/2021 Арбитражного суда Иркутской области в части отказа во взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Комсистем" неустойки за невыполнение мероприятий по лесовосстановлению в сумме 581 831 рубль 50 копеек, отказа в расторжении договора аренды лесного участка от 05.10.2011 N 91-427/11 и обязании возвратить лесной участок отменить.
Направить дело в указанной части на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
В остальной части оставить обжалуемое постановление без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
И.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно частям 1 и 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется в том числе путем лесовосстановления.
Статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
...
Действующее законодательство допускает возможность установления сторонами неустойки за различные случаи нарушения предусмотренных договором обязательств - как за неисполнение соответствующих обязательств, так и за их ненадлежащее исполнение (статьи 330 и 396 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 ноября 2022 г. N Ф02-5170/22 по делу N А19-23424/2021
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1772/2022
15.11.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5170/2022
11.08.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1772/2022
03.03.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-23424/2021