город Иркутск |
|
21 ноября 2022 г. |
Дело N А19-237/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области Цыденовой С.Д. (доверенность от 16.12.2021, диплом, удостоверение), Бакушева А.А. (доверенность от 16.12.2021, диплом, удостоверение), Садохиной Ю.Н. (доверенность от 16.12.2021, диплом, удостоверение), общества с ограниченной ответственностью "Охранно-правовое предприятие "Легион" Троянова С.А. (доверенность от 17.02.2022, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2022 года по делу N А19-237/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Охранно-правовое предприятие "Легион" (ОГРН 1153850016220, ИНН 3851008073; далее - ООО "ОПП "Легион", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Иркутской области (далее - Управление Росгвардии по Иркутской области, Управление) о признании незаконными действий; о признании незаконными результатов по акту проверки N 3424 от 15.11.2021.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2021 года, действия Управления Росгвардии по проведению проверок в отношении ООО "ОПП "Легион" 09.11.2021, 11.11.2021, 12.11.2021 признаны незаконными. Производство по делу по заявлению о признании незаконными результатов по акту проверки N 3424 от 15.11.2021 прекращено.
Управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда по мотивам неправильного применения норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы Управление указывает, что при проведении проверки были соблюдены требования Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), пунктов 20, 23 Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, утвержденного приказом Росгвардии от 30.11.2019 N 395 (далее - Административный регламент) в полном объеме; вывод судов о признании проведенной выездной проверки в отношении общества с грубыми нарушениями требований законодательства не верен; суды не учли, что права общества в результате действий должностных лиц Управления нарушены не были; распоряжения от 03.09.2021 N 3424 о проведении проверки (далее - распоряжение N 3424) и от 20.09.2021 N 3687 о внесении изменений в распоряжение N 3424 (далее - распоряжение N 3687) изданы в соответствии с Административным регламентом уполномоченным лицом; распоряжение N 3687 направлено обществу 21.09.2021 заказным почтовым отправлением вместе с распоряжением N 3424 одним конвертом по двум адресам; составление описи предусмотрено только при отправлении ценного письма; исходя из указанного в почтовом отправлении веса отправляемой корреспонденции можно определить количество документов, содержащихся в этом отправлении; суд первой инстанции не представил Управлению возможность заявить ходатайство о даче свидетельских показаний должностных лиц, которые отправляли указанные распоряжения в адрес общества; представитель общества получил заблаговременно распоряжения посредством электронной почты, а также неоднократно уведомлялся посредством телефонной связи.
ООО "ОПП "Легион" отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В судебном заседании представители Управления доводы кассационной жалобы поддержали, просили обжалуемые судебные акты отменить, а представитель общества против заявленных доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ОПП "Легион" имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности N 232, выданную Управлением Росгвардии по Иркутской области со сроком действия до 19.08.2025.
В рамках полномочий, предусмотренных пунктами 20, 26 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", в соответствии с частью 8 и пунктом 2 части 9 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), статьей 20 Закона N 2487-1, пунктом 19 Административного регламента, ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления, сотрудниками лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Иркутской области во исполнение распоряжений Управления от 03.09.2021 N 3424, от 20.09.2021 N 3687 по результатам проведения плановой выездной проверки ООО "ОПП "Легион" выявлены нарушения обязательных требований нормативно-правовых актов, регламентирующих частную охранную деятельность в Российской Федерации.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки N 3424 от 15.11.2021.
Полагая, что в отношении общества плановая выездная проверка проведена Управлением с нарушением требований действующего законодательства, считая незаконными результаты, изложенные в акте проверки N 3424 от 15.11.2021, ООО "ОПП "Легион" обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что проверка в отношении общества проведена Управлением с грубыми нарушениями требований законодательства, в связи с чем, ее результаты являются недействительными. В части требования общества о признании незаконным акта проверки N 3424 от 15.11.2021, производство по делу было прекращено в связи с тем, что спор не подлежал рассмотрению в суде.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ частная охранная деятельность подлежит лицензированию. Лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2).
В силу положений статьи 19.2 Закона N 99-ФЗ проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими лицензируемые виды деятельности, предусмотренные пунктами 32 и 33 части 1 статьи 12 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление частной охранной и частной детективной (сыскной) деятельности.
Статьей 20 Закона N 2487-1 установлено, что федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 20 Административного регламента, определяющего сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении Росгвардией и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, орган государственного контроля (надзора) ежегодно осуществляет формирование Плана проверок на основании имеющейся информации о проведенных плановых проверках и размещает его до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, на официальном сайте Росгвардии в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 19 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры является наступление срока проведения плановой проверки в соответствии с планом проведения плановых проверок частных охранных организаций, разрабатываемым органом государственного контроля.
Для проведения плановой проверки органом государственного контроля (надзора) издается распоряжение (приказ) за подписью руководителя органа государственного контроля (надзора) либо его заместителя (пункт 23 Административного регламента).
О проведении плановой проверки охранная организация уведомляется не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) или выписки из распоряжения (приказа) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты охранной организации, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен охранной организацией в орган государственного контроля (надзора), или иным доступным способом (пункт 25 Административного регламента).
Судами установлено, что согласно плану проведения проверок период проведения плановой выездной проверки в отношении ООО "ОПП "Легион" определен - сентябрь 2021 года, сроком не более 20 рабочих дней. Должностным лицом административного органа 03.09.2021 издано распоряжение N 3424 "О проведении плановой выездной проверки ООО "ОПП "Легион", согласно пункту 7 которого период проведения выездной плановой проверки определен с 20.09.2021 по 30.09.2021. Вместе с тем проверка в сентябре 2021 года в отношении общества должностными лицами Управления не проводилась; проверочные мероприятия были начаты в ноябре 2021 года.
Должностным лицом Управления 20.09.2021 издано распоряжение N 3687 "О внесении изменений в распоряжение ЦЛРР Управления Росгвардии по Иркутской области от 03.09.2021 N 3424", пунктом 1 которого определено изложить пункт 7 распоряжения от 03.09.2021 N 3424 в следующей редакции: "Провести проверку в течение 12 рабочих дней. К проведению проверки приступить с 27 октября 2021 года. Проверку закончить не позднее 15 ноября 2021 года".
Из пояснений представителя административного органа следует, что распоряжение N 3687 было направлено обществу 21.09.2021 посредством почтовых отправлений (реестры почтовых отправлений N 66545263102482, N 66545263101966), которые получены ООО "ОПП "Легион" 19.10.2022.
Вместе с тем, суды учли доводы общества, настаивавшем на том, что полученные им почтовые отправления содержали только одно распоряжение N 3424, и в них отсутствовало распоряжение N 3687, установили, что доказательства, объективно подтверждающие направление в адрес ООО "ОПП "Легион" распоряжения N 3687 указанными почтовыми отправлениями, Управлением не представлены. При этом опись вложения в почтовую корреспонденцию, которая могла подтвердить содержимое конверта, не составлялась ввиду отсутствия обязанности ее составления при направлении простого заказного письма.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, действующие почтовые правила не предусматривают обязательное наличие описи при отправке указанного вида регистрируемого почтового отправления. Однако, иных доказательств, подтверждающих уведомление охранной организации о проведении плановой проверки в ноябре 2021 года, административным органом не представлено.
Принимая во внимание требования Инструкции по делопроизводству в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденной приказом Росгвардии от 06.06.2017 N 160, суды обоснованно учли, что указанными правилами Инструкции предусмотрена регистрация всей исходящей корреспонденции в журналах учета, карточках учета. Между тем, Управлением такие документы суду предоставлены не были.
Кроме этого, суды также приняли во внимание составленный нотариусом протокол осмотра доказательств от 12.01.2022 в части осмотра информации с сайта Управления, которым установлено отсутствие в плане проверок изменения периода проверки в отношении ООО "ОПП "Легион".
При указанных обстоятельствах, суды пришли к мотивированным выводам о том, что выездная плановая проверка в ноябре 2021 года осуществлена в отношении общества с нарушением процедуры ее проведения, учитывая недоказанность Управлением выполнение требований пункта 25 Административного регламента о надлежащем уведомлении организации о проведении проверки, а также внесение изменений в план проверок на 2021 год, что нарушает права и законные интересы общества. В рассматриваемом случае, суды обоснованно признали нарушение Управлением Росгвардии по Иркутской области процедуры проведения проверки существенным, что влечет недействительность ее результатов.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не установлено.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобы не опровергают судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кроме того, обстоятельства, связанные с уведомлением общества распоряжением N 3687 о проведении проверки, также были предметом исследования и оценки при рассмотрении Арбитражным судом Иркутской области дела N А19-170/2022 по заявлению Управления о привлечении общества к административной ответственности. Решением от 11 февраля 2022 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении требования Управления отказано по причине недоказанности наличия в действиях общества состава правонарушения ввиду нарушения процедуры проведения проверки. Определение Верховного Суда РФ от 26 октября 2022 года N 302-ЭС22-19445 отказано в передаче кассационной жалобы Управления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 апреля 2022 года по делу N А19-237/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобы не опровергают судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кроме того, обстоятельства, связанные с уведомлением общества распоряжением N 3687 о проведении проверки, также были предметом исследования и оценки при рассмотрении Арбитражным судом Иркутской области дела N А19-170/2022 по заявлению Управления о привлечении общества к административной ответственности. Решением от 11 февраля 2022 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении требования Управления отказано по причине недоказанности наличия в действиях общества состава правонарушения ввиду нарушения процедуры проведения проверки. Определение Верховного Суда РФ от 26 октября 2022 года N 302-ЭС22-19445 отказано в передаче кассационной жалобы Управления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 ноября 2022 г. N Ф02-5623/22 по делу N А19-237/2022
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3003/2022
21.11.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5623/2022
10.08.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3003/2022
28.04.2022 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-237/2022