город Иркутск |
|
6 декабря 2022 г. |
N А33-21836/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 6 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Соколовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зейналовой Р.А.,
при участии представителей от истца - Ключникова Александра Васильевича (доверенность от 10.01.2022), от ответчика - Пономаренко Марии Анатольевны (доверенность от 29.12.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибирьКаргоСервис" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 апреля 2022 года по делу N А33-21836/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремтехника" (ОГРН 1042401110454, ИНН 2447007401, далее - общество "Ремтехника") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СибирьКаргоСервис" (ОГРН 1082411001287, ИНН 2411018872, далее - общество "СибирьКаргоСервис") о взыскании 357 501 рубля 10 копеек ущерба.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Авиакомпания "Россия" (далее - Авиакомпания).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 8 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2022 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права (статей 103, 118, 119 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 (далее - Федеральные авиационные правила)).
По мнению подателя кассационной жалобы, общество "СибирьКаргоСервис" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ущерб причинен истцу в процессе перевозки.
Истец и третье лицо отклонили доводы, изложенные в кассационной жалобе, указав на их несостоятельность (письменные отзывы от 12.10.2022 и от 21.10.2022).
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель истца их отклонил.
Третье надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения судебного заседания, однако своих представителей не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рамках заключенного договора 615ОУ/2015 от 01.07.2015 общество "СибирьКаргоСервис" (исполнитель) оказало для общества "Ремтехника" (заказчик, грузополучатель) услуги по обработке и перевозке груза, отправленного в адрес последнего обществом "СПб-Лоджистик" и доставленного Авиакомпанией по грузовой авианакладной N 555-32577370 из аэропорта Санкт-Петербург в аэропорт Красноярск.
В ходе приемки груза (гидромотор) от общества "СибирьКаргоСервис" обществу "Ремтехника" установлено повреждение груза и упаковки, о чем составлены коммерческий акт N 5 от 06.04.2021 и комиссионный акт N 12 от 06.04.2021 о выявленных повреждениях, степень которых исключает использование гидромотора в соответствии с его техническим назначением.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом "СибирьКаргоСервис" обязательств по обработке и перевозке груза, общество "Ремтехника" обратилось в суд с настоящим иском.
Сумма иска составила 357 501 рубль 10 копеек, из них: 348 754 рубля 61 копейка убытки в виде стоимости испорченного груза, 8 544 рублей 89 копеек убытки в виде расходов по перевозке испорченного груза со склада продавца общества "Понссе" до аэропорта Красноярск, 201 рубль 60 копеек убытки в виде стоимости провозной платы, оплаченной заказчиком (грузополучатель) исполнителю за перевозку испорченного груза с аэропорта Красноярск до склада исполнителя.
В подтверждение вины ответчика в повреждении груза после принятия груза к обработке ответчиком и последующей транспортировке по территории аэропорта (т.е. после передачи груза с борта воздушного судна перевозчиком сотрудникам ответчика) истец представил в материалы дела коммерческий акт N 5 от 06.04.2021, комиссионный акт N 12 от 06.04.2021, а в подтверждение размера ущерба - универсальные передаточные документы N 3918 от 05.04.2021, N 20210406-032 от 06.04.2021, N АГ3306 от 05.04.2021.
Суд первой инстанции, исходя из установленного факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оказанию услуг обработки и перевозки груза, оговоренных договором, пришел к выводу о доказанности факта причинения ущерба по вине ответчика и, как следствие, об удовлетворении иска.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем вывод судов о признании ответчика ответственным перед грузополучателем за повреждение груза и обязанным лицом по возмещению убытков основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.
Перевозчик может поручить исполнение своих обязанностей по договору воздушной перевозки другим лицам, в том числе лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки груза (пункт 6 Федеральных авиационных правил).
Согласно статье 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 116, 118 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю.
В силу положений пунктов 202, 205, 210 Федеральных авиационных правил перевозка груза считается выполненной после выдачи груза перевозчиком (обслуживающей организацией) грузополучателю, указанному в грузовой накладной, в аэропорту назначения в соответствии с условиями, указанными в договоре воздушной перевозки груза.
Из изложенных норм права следует, что обязательства перевозчика по воздушной перевозке считаются оконченными с момента передачи груза в аэропорту грузополучателю либо его представителю; перевозчик является ответственным за выполнение договора воздушной перевозки груза и ответственным перед грузополучателем за действия (бездействие) привлеченной (обслуживающей) организации.
В данном случае, как установлено судами, повреждение принятого к перевозке груза произошло до момента передачи его грузополучателю. В этой связи обязанным лицом по возмещению убытков перед грузополучателем является перевозчик, а не лицо, оказывающее услуги по обслуживанию в зоне аэровокзального комплекса.
Неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права привело к неверному определению лица, ответственного за сохранность перевозимого груза и за возмещение требуемых расходов перед истцом, и соответственно, круга обстоятельств, имеющих существенное значение для рассматриваемого спора.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
В силу части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Из материалов дела видно, что Авиакомпания (перевозчик) привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Вопросы, связанные с привлечением надлежащего ответчика, с изменением в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуального статуса Авиакомпании, не были включены в предмет судебного исследования при разрешении спора.
Суд кассационной инстанции такими полномочиями не наделен.
В этой связи рассматриваемое дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду следует вынести на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос о замене ненадлежащего ответчика на надлежащего или привлечении к участию в деле соответчика (часть 2 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), принять законный и обоснованный судебный акт, распределить судебные расходы, в том числе по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (абзац 2 части 3 статьи 289 названного Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 8 апреля 2022 года по делу N А33-21836/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2022 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перевозчик может поручить исполнение своих обязанностей по договору воздушной перевозки другим лицам, в том числе лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки груза (пункт 6 Федеральных авиационных правил).
Согласно статье 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 116, 118 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю.
В силу положений пунктов 202, 205, 210 Федеральных авиационных правил перевозка груза считается выполненной после выдачи груза перевозчиком (обслуживающей организацией) грузополучателю, указанному в грузовой накладной, в аэропорту назначения в соответствии с условиями, указанными в договоре воздушной перевозки груза."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 декабря 2022 г. N Ф02-4872/22 по делу N А33-21836/2021