город Иркутск |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А10-4991/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Железняк Е.Г., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 апреля 2022 года по делу N А10-4991/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (ОГРН 1083808010846, ИНН 3808182124, далее - ООО "ЭкоАльянс", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Дашиеву Бадме Бальжинимаевичу (ОГРН 310032705600346, ИНН 032305921560, далее - ИП Дашиев Б.Б., предприниматель, ответчик) о взыскании 61 132 рублей 99 копеек задолженности по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 330040000078 за период апрель 2019 года - март 2021 года, 7 053 рублей 42 копеек неустойки за период с 11.06.2019 по 30.06.2021, а также неустойки начиная с 01.07.2021 по день фактической уплаты суммы задолженности.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 апреля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2022 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ЭкоАльянс" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о недоказанности обществом факта оказания предпринимателю услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
ООО "ЭкоАльянс" указывает, что исключительно только оно имеет право осуществлять обращение с ТКО на территории Республики Бурятия; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является абонентским договором; единственным доказательством неоказания спорных услуг является акт о нарушении обществом обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО; ответчиком не доказан факт неоказания или ненадлежащего оказания услуг обществом; суд не привлек к участию в деле ИП Тонконогова Д.С., МБУ "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ"; не указал мотивов отклонения представленных обществом доказательств оказания услуг.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили.
Информация об отложении рассмотрения настоящей кассационной жалобы с 23 ноября 2022 года до 12 часов 20 минут 05 декабря 2022 года размещена в сети "Интернет" на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделах "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru и "Календарь судебных заседаний" http://rad.arbitr.ru.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия.
Истец на основании заявки ответчика направил в адрес последнего проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 330040000078. Договор ответчиком не подписан, в связи с чем, считается заключенным на условиях типового договора.
В приложении N 1 к договору согласно заявке ответчика указано место накопления ТКО: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Свердлова, д. 21Б, находящийся в 1-ой тарифной зоне.
Ссылаясь на неисполнение предпринимателем обязательств по оплате оказанных с апреля 2019 года по март 2021 года услуг, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из недоказанности истцом факта оказания ответчику услуг по вывозу ТКО в спорный период (предоставление односторонних актов об оказании услуг, оказание услуг по вывозу ТКО ответчику иными лицами).
Суд округа считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель направил ООО "ЭкоАльянс" (региональному оператору) заявку на заключение договора, в которой содержались сведения об отсутствии контейнеров в месте нахождения объекта предпринимателя (г. Улан-Удэ, ул. Свердлова, д. 21Б), о способе складировании ТКО (в пакеты или другие емкости), желаемой периодичности вывоза отходов.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО подписан ООО "ЭкоАльянс" с учетом заявки ответчика. Объем накопления отходов определен истцом согласно заявке ответчика, исходя из нормативов накопления.
По смыслу статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности. При этом отсутствие на территории предпринимателя организованной площадки для сбора ТКО и установленных контейнеров само по себе не свидетельствует о неоказании или ненадлежащем оказании региональным оператором данных услуг.
На основании пункта 1 статьи 13.4, пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ накопление ТКО осуществляется исключительно с использованием контейнерных площадок.
Согласно пункту 1 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 3 названных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями Правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 11 Правил N 1039).
Из пунктов 12, 15-19 Правил N 1039 следует, что Реестр ведется уполномоченным органом на бумажном носителе и в электронном виде и включает в себя, в том числе, раздел "Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов", который содержит сведения об адресе и (или) географических координатах мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отражающую данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000; раздел "Данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов", содержащий сведения об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Вместе с тем, судами не включены в предмет судебного исследования вопросы, связанные с местом складирования ответчиком ТКО при осуществлении им предпринимательской деятельности по указанному выше адресу, какие именно площадки накопления ТКО согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО относятся к потребителю, с каких мусорных площадок истец осуществлял забор отходов ответчика.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811, указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подлежащих оценке при рассмотрении спора, равно не исключает и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.
Судами не исследовался вопрос, относительно сбора, накопления, транспортирования и утилизации каких конкретно отходов были заключены предпринимателем договоры от 01.01.2019 N 4 и от 24.12.2019 N 76 с МБУ "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ" и ИП Тонконоговым Д.С., относятся ли данные отходы к ТКО.
Индивидуальный предприниматель Тонконогов Д.С. и муниципальное бюджетное учреждение "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ" к участию в деле не привлекались.
Признавая доказанными обстоятельства оказания услуг по вывозу ТКО индивидуальным предпринимателем Тонконоговым Д.С. и муниципальным бюджетным учреждением "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ" ввиду неисполнения соответствующих обязательств истцом, суды также не включили в предмет судебного исследования вопросы, связанные с соблюдением предпринимателем предусмотренного договором порядка фиксации нарушений в работе регионального оператора, наличием полномочий упомянутых выше лиц в сфере обращения с отходами.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов о недоказанности факта оказания региональным оператором услуг по вывозу ТКО, образующихся при осуществлении хозяйственной деятельности ответчика, сделаны при неполном исследовании совокупности обстоятельств, необходимых установлению при рассмотрении настоящего спора.
Принятые по делу судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287, частей 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, установить все существенные обстоятельства спора исходя из предмета заявленных исковых требований и приведенных сторонами доводов и возражений, включив в круг обстоятельств, подлежащих исследованию, также вопросы о правильности определения истцом объема оказанных услуг и их стоимости; с учетом установленного принять законное и обоснованное решение; распределить расходы по уплате государственной пошлины, в том числе за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 апреля 2022 года по делу N А10-4991/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2022 года по тому же делу отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
Е.Г Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
...
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811, указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подлежащих оценке при рассмотрении спора, равно не исключает и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 декабря 2022 г. N Ф02-5589/22 по делу N А10-4991/2021