город Иркутск |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А10-33/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой О.Н.,
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителей Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу Вшивковой О.Ю. (доверенность от 04.05.2022 N 16, диплом, паспорт), общества с ограниченной ответственностью "КЭШ" Ертагаева А.С. (доверенность от 10.10.2022, удостоверение адвоката),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КЭШ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 марта 2022 года по делу N А10-33/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КЭШ" (ОГРН 1100327014754, ИНН 0326495528, далее - ООО "КЭШ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 0701/190821/03989 от 09.12.2021 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 марта 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2022 года, постановление Управления изменено в части назначенного административного штрафа в размере 150 000 рублей; размер штрафа снижен судом до 75 000 рублей.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что апелляционным судом неправомерно не применена часть 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), исключающая одновременную ответственность организации и ее сотрудника; на момент привлечения общества к административной ответственности его должностное лицо уже было привлечено к административной ответственности, штраф уплачен директором общества 18.04.2022.
В отзыве на кассационную жалобу Управление выражает несогласие с доводами общества, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить, а представитель Управления против заявленных доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Управлением по результатам проведенного анализа информации, содержащейся в федеральных государственных информационных системах, установлены расхождения в сведениях указанных в товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) от 20.05.2021 N 106160 и информации содержащейся единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), а именно ООО "КЭШ" зафиксирована недостоверная информация о дате ТТН и о дате отгрузки алкогольной продукции.
Выявленное нарушение установленного порядка учета объема оборота алкогольной продукции послужило основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, о чем вынесено определение от 19.08.2021, которым назначено проведение административного расследования с целью истребования сведений.
В ходе административного расследования и изучения представленных ООО "КЭШ" ТТН и пояснений, а также информации, содержащейся в ЕГАИС Управлением установлено, что ООО "КЭШ" нарушило порядок заполнения заявки о фиксации в ЕГАИС информации о поставке алкогольной продукции: при заполнении 15.06.2021 заявки о фиксации информации в ЕГАИС заполнило дату документа ТТН N 106160 - 15.06.2021, дату отгрузки - 15.06.2021 не на основании сопроводительного документа ТТН N 106160 от 20.05.2021 (дата отгрузки 20.05.2021).
По факту нарушения установленного порядка учета объема оборота алкогольной продукции должностным лицом Управления в отношении общества 28.10.2021 составлен протокол N 0701/190821/03989 об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ.
Постановлением N 0701/190821/03989 от 09.12.2021 ООО "КЭШ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной 14.19 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в суд с требованиями о признании его незаконным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения. Вместе с тем, изменяя оспариваемое постановление в части назначенного штрафа, снижая его размер, суд применил положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот алкогольной продукции обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 2 названной статьи, учет объема производства, оборота и (или) использования алкогольной продукции осуществляется посредством внесения информации в ЕГАИС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466 утверждены Правила ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее - Правила N 2466).
В соответствии с пунктом 18 Правил N 2466 организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, помимо информации, указанной в пункте 9 указанных Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 5, 7, 8, 11, 14, 17, 19, 23 - 25, 27 и 37 пункта 8 Правил, а именно: сведения об этиловом спирте, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанные в подпунктах 3 - 5 настоящего пункта, содержащиеся в ТТН, международной транспортной накладной; номера, даты и время представления заявок о фиксации в единой информационной системе информации об организации (сельскохозяйственном производителе, индивидуальном предпринимателе), об этиловом спирте, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции; сведения, указанные в подпунктах 3 - 5, 11, 12, 23 настоящего пункта, в случае расхождений в объемах этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных по результатам инвентаризации или закупки указанной продукции.
Пункт 28 Правил N 2466 предусматривает, что направление информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС осуществляется путем представления заявки о фиксации по форме и в формате, в порядке и сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Пунктом 6.2 Приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" регламентирован порядок заполнения и срок представления заявки о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (возврате), внутреннем перемещении продукции; заполнение сведений должно осуществляться на основании сопроводительного документа в соответствии со статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ, подтверждающего факт поставки (в том числе возврата), внутреннего перемещения продукции; "Дата документа" заполняется оператором заявителя с указанием даты товарно-транспортной накладной, "Дата отгрузки товара" заполняется оператором заявителя с указанием фактической даты отгрузки товара.
Действия, связанные с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Руководствуясь указанными нормами, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, установив, что общество заполнило заявку не на основании сопроводительного документа, и зафиксировало в ЕГАИС недостоверную информацию о дате ТТН и о дате отгрузки алкогольной продукции, нарушило тем самым установленный порядок учета объема оборота алкогольной продукции, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "КЭШ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Суды признали наличие вины общества в совершении вменяемого правонарушения, указав на то, что им не были предприняты все зависящие меры по соблюдению обязательных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Факт правонарушения, выразившийся в нарушении порядка учета объема оборота алкогольной продукции, в полной мере подтверждается имеющимися материалами дела. Процедуру и срок давности привлечения к ответственности суды признали соблюденными. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, при которых допущенное обществом правонарушение могло быть признано малозначительным, судами не установлено.
В рассматриваемом случае суд округа соглашается с выводами судов о том, что назначенный размер штрафа с учетом его снижения судом на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, соответствует характеру совершенного ООО "КЭШ" правонарушения и соразмерно его тяжести.
По доводам общества о том, что генеральный директор общества постановлением от 25.01.2022 был привлечен к административной ответственности за указанное нарушение, в связи с чем у суда апелляционной инстанции имелись основания для применения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, суд округа приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу с 06.04.2022, статья 2.1 КоАП РФ дополнена частью 4, согласно которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Таким образом, при выявлении в действиях юридического лица состава административного правонарушения данные нормы права предоставляют административному органу возможность одновременно привлечь к административной ответственности как само юридическое лицо, так и физическое лицо, а при принятии юридическим лицом всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих, что ООО "КЭШ" были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения установленного порядка учета объема оборота алкогольной продукции, в связи с чем в рассматриваемом случае оснований для освобождения общества от ответственности в соответствии с положениями части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, не имеется.
Фактические обстоятельства дела судами установлены правильно и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 марта 2022 года по делу N А10-33/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу с 06.04.2022, статья 2.1 КоАП РФ дополнена частью 4, согласно которой юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Таким образом, при выявлении в действиях юридического лица состава административного правонарушения данные нормы права предоставляют административному органу возможность одновременно привлечь к административной ответственности как само юридическое лицо, так и физическое лицо, а при принятии юридическим лицом всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих, что ООО "КЭШ" были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения установленного порядка учета объема оборота алкогольной продукции, в связи с чем в рассматриваемом случае оснований для освобождения общества от ответственности в соответствии с положениями части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, не имеется."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 декабря 2022 г. N Ф02-6146/22 по делу N А10-33/2022