город Иркутск |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А58-5341/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ламанского В.А.,
судей: Железняк Е.Г., Клепиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 июля 2022 года по делу N А58-5341/2020 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (ОГРН: 1021401068105, ИНН: 1435003143, г. Якутск; далее - Министерство сельского хозяйства, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к акционерному обществу "Амгинский" (ОГРН: 1171447002099, ИНН: 1404005670, Республика Саха (Якутия), с. Покровка; далее - АО "Амгинский", ответчик) о взыскании 2 581 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство финансов).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года, с АО "Амгинский" в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) на лицевой счёт Министерства сельского хозяйства взыскано 2 581 000 рублей.
16.05.2022 в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) поступили ходатайства Министерства сельского хозяйства и АО "Амгинский" об утверждении мирового соглашения.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 июля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2022 года, в утверждении мирового соглашения отказано.
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства просит определение и постановление отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, заключение мирового соглашения необходимо в целях поддержки ответчика, являющегося сельскохозяйственным товаропроизводителем, и предотвращения его банкротства. Мировое соглашение соответствует требованиям действующего законодательства, права и законные интересы Министерства финансов не нарушает.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном главой 15 указанного Кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта. Мировое соглашение может быть заключено по любому делу, если иное не предусмотрено Кодексом и иным федеральным законом.
В силу частей 3 и 4 статьи 139, части 6 статьи 141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает/может нарушать права и законные интересы других лиц.
Таким образом, стороны при заключении мирового соглашения могут самостоятельно распоряжаться принадлежащими им материальными и процессуальными правами, они свободны в согласовании любых условий мирового соглашения, не противоречащих федеральному закону и не нарушающих права и законные интересы других лиц.
Исследовав и оценив условия подписанного между Министерством сельского хозяйства и АО "Амгинский" мирового соглашения, а также иные доказательства, имеющиеся в материалах дела (в том, числе предписание Министерства финансов от 30.12.2019 N 17/16-1-11/2421), арбитражные суды пришли к выводу о том, что утверждение мирового соглашения между истцом и ответчиком приведёт к нарушению прав и законных интересов третьего лица.
При этом, руководствуясь статьями 1, 28, 34, 78, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций верно признали, что Министерство финансов является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе устанавливать порядок предоставления и возврата субсидий на территории Республики Саха (Якутия).
В рассматриваемом случае, иск был заявлен на основании предписания Министерства финансов от 30.12.2019 N 17/16-1-11/2421 об установлении в ходе выездной внеплановой проверки нарушения Порядка предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подпрограмме "Развитие растениеводства", утверждённого Приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 07.02.2017 N 67 (далее - Порядок N 67).
В соответствии с пунктом 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причинённого ущерба публично-правовому образованию.
Согласно предписанию от 30.12.2019 N 17/16-1-11/2421 истец в срок до 01 июля 2020 года обязан провести претензионно-исковую работу по возврату неправомерно выделенной субсидии в размере 2 581 000 рублей, восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Между тем, как верно указано в судебных актах, по условиям мирового соглашения ответчик полностью признаёт перед истцом обязательство по возврату субсидии в размере 2 581 000 рублей в срок до 01 декабря 2031 года согласно представленному графику.
С учётом вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что стороны, подписав мировое соглашение, изменили условия выдачи субсидии в части срока и порядка их возврата, тем самым нарушив положения пунктов 5.4, 5.5 соглашения от 28.03.2017 N 178/04, пунктов 4.6, 4.7 Порядка N 67, части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также права и законные интересы Министерства финансов Республики Саха (Якутия), как распорядителя бюджетных средств, субсидий.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется.
Выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объёме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 июля 2022 года по делу N А58-5341/2020 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ламанский |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно предписанию от 30.12.2019 N 17/16-1-11/2421 истец в срок до 01 июля 2020 года обязан провести претензионно-исковую работу по возврату неправомерно выделенной субсидии в размере 2 581 000 рублей, восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Между тем, как верно указано в судебных актах, по условиям мирового соглашения ответчик полностью признаёт перед истцом обязательство по возврату субсидии в размере 2 581 000 рублей в срок до 01 декабря 2031 года согласно представленному графику.
С учётом вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что стороны, подписав мировое соглашение, изменили условия выдачи субсидии в части срока и порядка их возврата, тем самым нарушив положения пунктов 5.4, 5.5 соглашения от 28.03.2017 N 178/04, пунктов 4.6, 4.7 Порядка N 67, части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также права и законные интересы Министерства финансов Республики Саха (Якутия), как распорядителя бюджетных средств, субсидий."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 декабря 2022 г. N Ф02-6047/22 по делу N А58-5341/2020
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6047/2022
28.09.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1642/2021
26.05.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1642/2021
10.02.2021 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5341/20