город Иркутск |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А19-26521/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2022 года по делу N А19-26521/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Чистые ключи" (ОГРН 1163850086685, ИНН 3827051906, с. Пивовариха, Иркутский район Иркутской области; далее - ООО "Чистые ключи", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 30.07.2019 N 160 Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, переименованного в дальнейшем постановлением Правительства Иркутской области от 01.03.2021 N 123-пп в Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области, о чем внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (выписка с официального сайта Федеральной налоговой службы) (далее - Министерство) от 04.05.2018 N 89, (далее - Министерство) об отказе в предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2022 года, решение Министерства признано незаконным. На него возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Положения о предоставлении субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2015 N 439-пп (далее - Положение N 439-пп), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что в соответствии с Положением N 439-пп отказ уполномоченного органа в согласовании сводного расчета размера недополученных доходов являлся основанием для отказа в предоставлении субсидии; при отсутствии согласованного Службой сводного расчета Министерство не могло действовать в ином порядке, кроме как отказать в предоставлении субсидии; права Общества не были нарушены на момент вынесения решения судом первой инстанции, в рамках дела N А19-566/2021 рассматривается требование Общества о взыскании с Министерства убытков, возникших в результате предоставления услуг по холодному водоснабжению потребителям Карлукского муниципального образования; в случае удовлетворения требований денежные средства будут возмещены Обществу дважды, что приведет к неосновательному обогащению.
В отзыве на кассационную жалобу Служба указывает, что Министерством принято самостоятельное решение об отказе в предоставлении субсидии.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Чистые ключи" оказывало в 2019 году услуги в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и очистки сточных вод населению д. Карлук Иркутского района Иркутской области на основании концессионного соглашения от 15.12.2017 N 5, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом и жизнеобеспечению администрации Иркутского районного муниципального образования, в отношении объекта централизованной системы холодного водоснабжения в д. Карлук Иркутского района Иркутской области.
Долгосрочные тарифы на питьевое водоснабжение для потребителей ООО "Чистые ключи" на территории д. Карлук, а также долгосрочные параметры регулирования тарифа на питьевую воду установлены и введены в действие с 01.01.2018 постановлением главы Карлукского муниципального образования от 29.12.2017 N 430 "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "Чистые ключи" в д. Карлук" (далее - Постановление N 430) согласно приложениям NN 1, 2 к данному постановлению.
Пунктом 4 Постановления N 430 предусмотрено осуществление компенсации выпадающих доходов ООО "Чистые ключи" от реализации услуг населению по холодному водоснабжению, не обеспечивающих возмещение экономически обоснованных расходов, за счет средств областного бюджета, предусмотренных в законе Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Также долгосрочные тарифы на питьевое водоснабжение для потребителей ООО "Чистые ключи" на территории д. Карлук и долгосрочные параметры регулирования тарифа на питьевую воду установлены постановлением главы Карлукского муниципального образования от 23.04.2019 N 151 "Об установлении долгосрочных тарифов на питьевую воду для потребителей ООО "Чистые ключи" в д. Карлук" (далее - Постановление N 151) согласно приложению NN 1, 2 к данному постановлению.
Пунктом 4 данного Постановления также предусмотрено осуществление компенсации выпадающих доходов ООО "Чистые ключи" от реализации услуг населению по холодному водоснабжению, не обеспечивающих возмещение экономически обоснованных расходов, за счет средств областного бюджета, предусмотренных в Законе Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
12.07.2019 ООО "Чистые ключи" в соответствии с Положением N 439-пп обратилось в Министерство с заявкой на предоставление субсидии за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и очистки сточных вод, с приложением расчета размера недополученных доходов на 2019 год, согласованного в установленном порядке главой Карлукского муниципального образования. Сумма недополученных доходов согласно расчету составила 1 989 662 рубля 10 копеек.
Министерство в соответствии с пунктом 11 Положения N 439-пп направило в Службу на рассмотрение и согласование сводный расчет размера недополученных доходов ООО "Чистые ключи" в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и очистки сточных вод от 13.03.2019 N 79.
Служба возвратила представленный сводный расчет без согласования, указав на то, что у администрации Карлукского муниципального образования отсутствовали правовые основания для установления в отношении ООО "Чистые ключи" льготных тарифов на питьевую воду для населения д. Карлук; в связи с рассмотрением в Иркутском районном суде Иркутской области искового заявления Службы о признании недействующим Постановления N 430 и в Арбитражном суде Иркутской области заявления Службы о приведении Постановления N 430 в соответствие с законодательством в части исключения льготных тарифов для населения, представляется обоснованным не осуществлять выделение бюджетных средств до вступления в силу соответствующего решения суда.
Министерство решением от 30.07.2019 N 160 отказало Обществу в предоставлении субсидии на основании подпункта 3 пункта 14 Положения N 439-пп ввиду отказа Службы в согласовании сводного расчета размера недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения и очистки сточных вод.
ООО "Чистые ключи" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационные жалобы - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент отказа) субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров выполнением работ, оказанием услуг, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации, на основании нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Условия и порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с оказанием услуг в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод (далее - субсидии), категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий, установлен в Положении N 439-пп.
Согласно Положению N 439-пп уполномоченным органом по предоставлению субсидий является Министерство (пункт 3). Для получения субсидий Получатели представляют в Министерство документы, указанные в пунктах 6, 7 данного Положения.
Пунктом 11 Положения N 439-пп установлено, что Министерство на основании расчетов размера недополученных доходов подготавливает сводный расчет размера недополученных доходов, составленный по форме, установленной правовым актом Министерства, и направляет его для согласования в уполномоченный орган исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - уполномоченный орган) в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявки.
Уполномоченный орган в течение 7 рабочих дней со дня поступления сводного расчета размера недополученных доходов: 1) проверяет сводный расчет размера недополученных доходов на предмет соответствия указанных в нем тарифов установленным тарифам на коммунальные услуги и непревышения объемов коммунальных услуг, учтенных при тарифном регулировании в отношении Получателя; 2) по результатам проверки: в случае соответствия тарифов, указанных в сводном расчете размера недополученных доходов, установленным тарифам на коммунальные услуги и непревышения объемов коммунальных услуг, учтенных при тарифном регулировании в отношении Получателя, - согласовывает сводный расчет размера недополученных доходов; в случае отсутствия в уполномоченном органе сведений об объемах коммунальных услуг, оказываемых Получателем населению, - согласовывает сводный расчет размера недополученных доходов в части соответствия указанных в данном расчете тарифов установленным тарифам на коммунальные услуги; в случае отсутствия установленных в отношении Получателя тарифов на коммунальные услуги - отказывает в согласовании сводного расчета размера недополученных доходов.
Основанием отказа в предоставлении субсидий является, в том числе отказ уполномоченного органа в согласовании сводного расчета размера недополученных доходов (подпункт 3 пункта 14 Положения N 439-пп).
Как следует из материалов дела, отказ Министерства в предоставлении субсидий принят ввиду отказа Службы в согласовании сводного расчета размера недополученных доходов, со ссылкой на то, что у администрации Карлукского муниципального образования отсутствовали правовые основания для установления в отношении ООО "Чистые ключи" льготных тарифов на питьевую воду для населения д. Карлук.
Между тем судами принято во внимание, что данная позиция Службы о неправомерности установления Карлукским муниципальным образованием льготных тарифов для населения д. Карлук были предметом рассмотрения по делу N А19-10391/2018 об оспаривании администрацией Карлукского образования - администрацией сельского поселения предписания Службы от 10.04.2018 N 20-Пр.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 декабря 2021 года по делу N 19-10391/2018 упомянутое предписание признано недействительным. При рассмотрении данного дела суды приняли во внимание апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2019 года N 66-АПА19-6, которым признан недействующим приказ Службы от 06.02.2015 N 25-спр "О Порядке определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" в той мере, в какой он не предусматривает порядка определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом.
Указанным апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации установлена неправомерность расчета названного превышения по фактическим данным отдельного предприятия, что приводит к математически неверному расчету итогового значения, и зависит от факта осуществления ресурсоснабжающей организацией деятельности в предыдущих периодах, что не предусмотрено действующим законодательством.
С учетом этого суд при рассмотрении дела N 19-10391/2018 признал несостоятельными доводы Службы о том, что тарифы на услуги питьевого водоснабжения, оказываемые ООО "Чистые ключи" населению д. Карлук, установлены администрацией на уровне ниже, чем для прочих потребителей, нарушен срок установления регулируемых тарифов.
Суды в силу требований части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно признали выводы Службы о неправомерности установления Карлукским муниципальным образованием льготных тарифов на питьевое водоснабжение для населения д. Карлук, отраженные в служебной записке от 24.07.2019 N СЛ-79-693/19, не соответствующими закону.
Поскольку отказ Службы в согласовании сводного расчета послужил основанием для отказа Министерства в предоставлении субсидий, суды правомерно посчитали незаконным и решение Министерства об отказе в предоставлении субсидий.
В этой связи довод Министерства о том, что при отсутствии согласованного Службой сводного расчета Министерство не могло действовать в ином порядке, кроме как отказать в предоставлении субсидии, не может быть принят, как несостоятельный.
Довод Министерства о том, что в случае удовлетворения по делу N А19-566/2021 требований о взыскании с Министерства убытков, возникших в результате предоставления услуг по холодному водоснабжению потребителям Карлукского муниципального образования денежные средств будут возмещены Обществу дважды, что приведет к неосновательному обогащению, подлежит отклонению, поскольку оспариваемым решением на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, а указание на обязанность предоставить Обществу субсидии в резолютивной части решения отсутствует.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 мая 2022 года по делу N А19-26521/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 декабря 2021 года по делу N 19-10391/2018 упомянутое предписание признано недействительным. При рассмотрении данного дела суды приняли во внимание апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2019 года N 66-АПА19-6, которым признан недействующим приказ Службы от 06.02.2015 N 25-спр "О Порядке определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области индексом максимально возможного изменения размера платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" в той мере, в какой он не предусматривает порядка определения превышения размера роста платы граждан за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по муниципальному образованию Иркутской области над установленным для соответствующего муниципального образования Иркутской области предельным индексом."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 декабря 2022 г. N Ф02-6449/22 по делу N А19-26521/2019