город Иркутск |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А58-274/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием веб-конференции, представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) - Быстрова В.И. (доверенность от 27.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2022 года по делу N А58-274/2022 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение "Управление по эксплуатации и содержанию административных зданий "Гранит" муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1151450000448, ИНН 1414008285, далее - МБУ УЭиСАЗ "Гранит", учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402129031, ИНН 1435154181, далее - административный орган, Управление) о признании решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, оформленного приказом от 16.12.2021 N 829.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 7 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2022 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт о признании незаконным приказа Управления от 16.12.2021 N 829. На административный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Также с Управления в пользу учреждения взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, административный орган обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление от 4 октября 2022 года отменить, оставить в силе решение от 7 апреля 2022 года.
Как указано в кассационной жалобе, соискатель лицензии до составления акта проверки от 07.12.2021 не представил документы, подтверждающие соответствие требованиям подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128).
Представление 09.12.2021 новых документов в порядке устранения нарушений, указанных в акте проверки, правового значения не имеет, поскольку решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии принимается на основании документов, являвшихся предметом проверки. Более того, новые документы были представлены в электронном виде без их заверения соискателем лицензии электронной цифровой подписью.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (первичные извещения - т. 1 л.д. 4, определение суда округа о принятии кассационной жалобы к производству направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Учреждение представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просило оставить постановление от 4 октября 2022 года без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 19.12.2022 до 11 часов 30 минут 26.12.2022, о чем в установленном порядке размещалось публичное уведомление.
После перерыва в судебном заседании с использованием веб-конференции принял участие представитель Управления, который поддержал доводы кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзывах и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 27.10.2021 учреждение обратилось в Управление с заявлением о выдаче лицензии на осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании приказа от 19.11.2021 N 20 руководителя Управления в отношении соискателя лицензии была проведена внеплановая выездная проверка возможности выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 07.12.2021 в котором зафиксировано, что из представленных учреждением документов на восемь работников учреждения у семи из них (Куликов В.Б., Степанов Р.М., Рябков О.О., Саблуков А.Я., Перевалов А.В., Рева В.А. и Галкин Д.А.) стаж работы в области лицензируемой деятельности отсутствует.
Кроме того, в отношении работников заявителя Степанова Р.М. и Рябкова О.О. учреждением не были представлены документы, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации в области лицензируемой деятельности.
Данные обстоятельства послужили основанием для вывода административного органа о нарушении заявителем требований подпункта "в" пункта 4 Постановления N 1128.
09.12.2021, т.е. до принятия решения об отказе в выдаче лицензии, учреждение направило в адрес управления возражения на акт проверки от 07.12.2021 в которых просило не рассматривать в качестве исполнителей работ Степанова Р.М., Рябкова О.О., Саблукова А.Я., Перевалова А.В. и Галкина Д.А.), а дополнительно рассмотреть представленные документы на работников Пашнина А.А. и Спыну Д.Е.
Также учреждение дополнительно предоставило в отношении Пашнина А.А. и Спыны Д.Е. копии трудовых договоров, трудовых книжек, должностных инструкций, дипломов, свидетельств о получении Пашниным А.А. профессии монтажника технологических трубопроводов и сварщика дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе и о получении Спыном Д.Е. профессии пропитчика по огнезащитной пропитке и электромонтера охранно-пожарной сигнализации, удостоверения о повышении квалификации на вышеуказанных работников.
Рассмотрев указанные возражения, Управление в письме от 15.12.2021 N ИГ-253-484 сослалось на то, что выводы, указанные в акте проверки, являются обоснованными, поскольку на момент проведения проверки необходимые документы отсутствовали. В данном письме указано также, что поскольку учреждение просило не рассматривать в качестве исполнителей работ работников Степанова Р.М., Рябкова О.О., Саблукова А.Я., Перевалова А.В. и Галкина Д.А., то есть согласилось с выводами, изложенными в акте проверки от 07.12.2021, оснований для рассмотрения поступивших возражений не имеется. Также соискателю лицензии было сообщено, что он имеет право предоставить дополнительные документы в срок до 16.12.2021.
Без какого-либо иного обоснования мотивов непринятия документов, представленных учреждением 09.12.2021, административный орган вынес приказ от 16.12.2021 N 829 об отказе в предоставлении лицензии.
Учреждение, полагая, что отказ в предоставлении лицензии является неправомерным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции посчитал, что требования МБУ УЭиСАЗ "Гранит" удовлетворению не подлежат, поскольку полный пакет документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии требованиям подпункта "в" пункта 4 Постановления N 1128 при первоначальном обращении представлен не был, а поступившие возражения учреждения были мотивированно отклонены административным органом.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отказ в выдаче лицензии незаконен, поскольку в нарушение пункта 3.3.10 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Приказом МЧС России от 28.05.2012 N 291 (далее - Административный регламент), Управление фактически уклонилось от рассмотрения по существу возражений, представленных 09.12.2021, не дав оценки соответствия представленного пакета документов на работников Пашнина А.А. и Спыну Д.Е. требованиям законодательства о лицензировании.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
Подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) установлено, что лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Лицензирование осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются перечисленные в пунктах 1 - 6 части 1 указанной статьи сведения (часть 1 статьи 13 Закона N 99-ФЗ).
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются, в том числе, копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (часть 3 статьи 13 Закона N 99-ФЗ).
В случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 данной статьи, и (или) документы, указанные в части 3 данной статьи, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по выбору соискателя лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, способом, обеспечивающим подтверждение доставки такого уведомления и его получения соискателем лицензии (часть 9 статьи 13 Закона N 99-ФЗ).
В случаях, предусмотренных частями 8 и 9 данной статьи, срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, соответствующих требованиям данной статьи (часть 10 статьи 13 Закона N 99-ФЗ).
В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 Закона N 99-ФЗ, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (часть 1 статьи 14 Закона N 99-ФЗ).
Согласно пункту 3.3.10 Административного регламента, в случае, если в процессе проведения проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о их невыполнении соискателем лицензии, соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган до принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии документы, подтверждающие устранение выявленных в ходе проверок нарушений.
На основании изложенного выше правового регулирования суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный орган обязан был дать мотивированную оценку причинам отказа в принятии дополнительных документов, представленных соискателем 09.12.2021 в обоснование соответствия требованиям подпункта "в" пункта 4 Положения N 1128. Исходя из установленных апелляционным судом обстоятельств, от исполнения данной обязанности Управление уклонилось.
При указанных обстоятельствах проведенная лицензирующим органом проверка представленного соискателем лицензии пакета документов и дополнительного представленных документов, не может быть признана полной и соответствующей закону и, следовательно, оспариваемое решение об отказе в выдаче лицензии, оформленное приказом Управления от 16.12.2021 N 829, является незаконным.
Довод кассационной жалобы о представлении учреждением ненадлежащих копий документов в обоснование возражений на акт проверки мотивом издания приказа 16.12.2021 N 829 не указывался, следовательно, не восполняет существенное процессуальное нарушение в рассмотрении заявления о выдаче лицензии.
Иные доводы Управления, изложенные в жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм материального или процессуального права. Оснований для постановки иных выводов по существу спора с учетом предоставленных процессуальных полномочий суд округа не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2022 года по делу N А58-274/2022 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 Закона N 99-ФЗ, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (часть 1 статьи 14 Закона N 99-ФЗ).
Согласно пункту 3.3.10 Административного регламента, в случае, если в процессе проведения проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о их невыполнении соискателем лицензии, соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган до принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии документы, подтверждающие устранение выявленных в ходе проверок нарушений.
На основании изложенного выше правового регулирования суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что административный орган обязан был дать мотивированную оценку причинам отказа в принятии дополнительных документов, представленных соискателем 09.12.2021 в обоснование соответствия требованиям подпункта "в" пункта 4 Положения N 1128. Исходя из установленных апелляционным судом обстоятельств, от исполнения данной обязанности Управление уклонилось."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 декабря 2022 г. N Ф02-6419/22 по делу N А58-274/2022