город Иркутск |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А33-14335/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Новиковой О.Н.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Тимергалеевой О.С., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Прокишевой Д.Н.,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" Сергеева О.С. (доверенность от 30.06.2021, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 июня 2022 года по делу N А33-14335/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (ОГРН 1152468001773, ИНН 2460087269, далее - АО "КрасЭКо", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) о признании незаконным экспертного заключения в части вывода о том, что полномочия Российской Федерации по установлению публичных сервитутов на территории Красноярского края на землях лесного фонда переданы Министерству лесного хозяйства Красноярского края, соответственно решение об установлении публичного сервитута может быть принято только Министерством, и непринятия в качестве документа на использование лесного участка постановления администрации Енисейского района Красноярского края от 23.06.2020 N 498-п с изменениями от 13.07.2020 N 554-п, 10.02.2021 N 125-п.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Енисейского района Красноярского края (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 июня 2022 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "КрасЭКо" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по мотивам неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о полномочиях Министерства на принятии решения об установлении публичного сервитута в отношении земель лесного фонда не соответствуют правовому регулированию и единообразно применяемой судебной практике; иные выводы судов не относятся к существу спора, поскольку экспертное заключение оспаривается обществом лишь в заявленной части вывода ответчика о том, что решение об установлении публичного сервитута может быть принято только Министерством. По мнению общества, земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, не могут пересекать границы населенных пунктов; суды не учли, что в рассматриваемом случае публичный сервитут был установлен в населенном пункте.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство выражает несогласие с приведенными обществом доводами.
Третьим лицом отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), Министерство и Администрация своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество обратилось в Министерство с заявлением от 15.03.2021 N 020/2012 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в пользование АО "КрасЭКо", для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов ("Строительство ЛЭП-0,4 кВ для электроснабжения объекта, расположенного по адресу: п. Шапкино ул. Мира, 40).
Приказом Министерства от 15.04.2021 N 545-Э утверждено отрицательное экспертное заключение на проект освоения лесов для части лесного участка, переданной в ограниченное пользование (публичный сервитут) АО "КрасЭКо" для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на территории Енисейского лесничества. Основанием такого заключения послужило, в том числе выявленное Министерством несоответствие представленного обществом проекта освоения лесов, нормам действующего законодательства, а именно несоответствие постановления Администрации от 23.06.2020 N 498-п, которым обществу установлен публичный сервитут, требованиям подпунктов 4, 11 пункта 4, пункту 5 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, указав при этом, что решение об установлении публичного сервитута на землях лесного фонда может быть принято только Министерством.
Полагая, что отрицательное экспертное заключение в части вывода о наличии только у Министерства полномочий по принятию решения об установлении публичного сервитута на землях лесного фонда, не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности и обоснованности заключения Министерства на проект освоения лесов в обжалуемой обществом части и отсутствия нарушения прав и законных интересов общества.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях размещение объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса на основании установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденные Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 (далее - Правила N 434), разработанные в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривают, что граждане, юридические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в соответствии с пунктом 2 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, согласно приложению 2 к настоящему Приказу, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в орган, уполномоченный на установление публичного сервитута (пункт 4).
В соответствии с пунктом 2 указанного Перечня, использование лесов с установлением публичного сервитута осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса.
При этом, в Правилах N 434 указано (сноска 6), что в названном случае уполномоченными органами на установление публичного сервитута, являются органы, указанные в статье 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, а также указанные в пункте 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Часть 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряд полномочий в области лесных отношений, в том числе установление публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда (пункт 4).
Согласно части 3 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.
Из анализа указанных норм следует, что установление публичного сервитута в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, осуществляет уполномоченный в области лесных отношений орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а в отношении иных лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, решение об установлении публичного сервитута принимается перечисленными в статье 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченными органами, в том числе органами местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений на межселенных территориях муниципального района (пункт 5).
Следует отметить, что часть 3 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации указывает лишь на предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации основания и порядок, в соответствии с которыми устанавливается и прекращается публичный сервитут. Однако указанная норма не предусматривает передачу полномочий иным органам государственной власти и органам местного управления по установлению публичного сервитута в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 374-п утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края, согласно которому к компетенции Министерства помимо прочего, относится установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
Таким образом, суды правильно указали, что на территории Красноярского края установление публичных сервитутов в отношении лесных участков, относящихся к землям лесного фонда, осуществляется Министерством, а не органами местного самоуправления.
Исходя из изложенного, доводы заявителя кассационной жалобы об обратном не принимаются судом округа, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 24:12:0000000:3812, относится к землям лесного фонда, соответственно, решение об установлении публичного сервитута в отношении указанного лесного участка должно принимать Министерство.
В проекте освоения лесов, представленном обществом Министерству на экспертизу, имеется указание на постановление Администрации от 23.06.2020 N 498-п, которым обществу установлен публичный сервитут сроком на 49 лет на земельный участок с кадастровым номером 24:12:0550203:90 в границах кадастрового квартала 24:12:0550203 в целях размещения объекта электросетевого хозяйства "Строительство ЛЭП-0,4 кВ для электроснабжения объекта, расположенного по адресу: п. Шапкино, ул. Мира, 40".
В пункте 1.1, 1.3 проекта содержаться сведения: пользователем лесного участка является АО "КрасЭКо"; часть земельного участка, площадью 0,1445 га (Енисейское лесничество, Каргинское участковое лесничество квартал 89 часть выделов 43, 46), является частью земельного участка с кадастровым номером 24:12:0000000:3812. Сведения о публичном сервитуте с целью "Строительство ЛЭП-0,4 кВ для электроснабжения объекта, расположенного по адресу: п. Шапкино, ул. Мира, 40" внесены в ЕГРН 03.03.2021 с присвоением реестрового номера 24:12:-6.930.
Однако, как установили суды, в постановлении от 23.06.2020 N 498-п местоположение участка площадью 1457 кв. м определено относительно ориентира в границах участка с кадастровым номером 24:12:0550203:90 в кадастровом квартале 24:12:0550203, с местоположением Красноярский край, Енисейский район, п. Шапкино. Сведения о лесном участке с кадастровым номером 24:12:0000000:3812 отсутствуют. При предоставлении проекта на государственную экспертизу общество не представило Министерству сведения о границах публичного сервитута, как того требует пункт 5 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем Министерство не имело возможность соотнести границы спорного земельного участка. Законность и обоснованность оспариваемого экспертного заключения проверены судами на момент его вынесения, исходя из тех документов, которые были представлены обществом Министерству.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суды пришли к обоснованным выводам о том, что Министерство правомерно не приняло в качестве документа на использование спорного лесного участка постановление администрации Енисейского района Красноярского края от 23.06.2020 N 498-п с изменениями от 13.07.2020 N 554-п, от 10.02.2021 N 125-п.
Ссылка общества на судебную практику по иным делам судом отклоняется, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства с учетом представленных доказательств лицами, участвующими в деле.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не опровергают выводы судов, по существу основаны на неправильном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 июня 2022 года по делу N А33-14335/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1.1, 1.3 проекта содержаться сведения: пользователем лесного участка является АО "КрасЭКо"; часть земельного участка, площадью 0,1445 га (Енисейское лесничество, Каргинское участковое лесничество квартал 89 часть выделов 43, 46), является частью земельного участка с кадастровым номером 24:12:0000000:3812. Сведения о публичном сервитуте с целью "Строительство ЛЭП-0,4 кВ для электроснабжения объекта, расположенного по адресу: п. Шапкино, ул. Мира, 40" внесены в ЕГРН 03.03.2021 с присвоением реестрового номера 24:12:-6.930.
Однако, как установили суды, в постановлении от 23.06.2020 N 498-п местоположение участка площадью 1457 кв. м определено относительно ориентира в границах участка с кадастровым номером 24:12:0550203:90 в кадастровом квартале 24:12:0550203, с местоположением Красноярский край, Енисейский район, п. Шапкино. Сведения о лесном участке с кадастровым номером 24:12:0000000:3812 отсутствуют. При предоставлении проекта на государственную экспертизу общество не представило Министерству сведения о границах публичного сервитута, как того требует пункт 5 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем Министерство не имело возможность соотнести границы спорного земельного участка. Законность и обоснованность оспариваемого экспертного заключения проверены судами на момент его вынесения, исходя из тех документов, которые были представлены обществом Министерству."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 декабря 2022 г. N Ф02-6265/22 по делу N А33-14335/2021