город Иркутск |
|
28 декабря 2022 г. |
Дело N А10-1043/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 июля 2022 года по делу N А10-1043/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное учреждение "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ" (далее - Комитет) обратилось с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее - Управление) о признании недействительным распоряжения N 75-928-р от 01.12.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 июля 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2022 года, заявленное требование удовлетворено.
Управление в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда по мотивам неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что судами неверно указаны сведения из исторической справки; спорный памятник соответствует требованиям статьи 2 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (далее - Закон N 4292-1); независимо от волеизъявления муниципального органа, согласия либо несогласия в приеме имущества в соответствии с действующим законодательством Управление вправе принять решение о передаче спорного имущества в собственность муниципального образования.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, сооружение "Памятник борцам, погибшим за власть Советов в Забайкалье, сооруженный в 1926 году", расположенное по адресу: Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пл. Революции 1905 года, реестровый номер федерального имущества П12040005265, является объектом культурного наследия федерального значения и зарегистрировано в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером 03171137190006.
Право собственности Российской Федерации на указанный памятник возникло на основании Постановления о дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" от 04.12.1974 N 624 и постановления Совета Министров РСФСР "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" от 30.08.1960 N 1327, о чем свидетельствует выписка из реестра федерального имущества от 19.10.2021 N 1356/1.
В соответствии с приказом Министерства культуры Республики Бурятия от 08.06.2015 N 003-323 памятник принят на государственную охрану.
17.12.2021 в адрес Комитета поступило распоряжение Управления N 75-928-р от 01.12.2021 "О безвозмездной передаче объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности и составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, пл. Революции 1905 года, в собственность муниципального образования городского округа "Город Улан-Удэ".
Не согласившись с распоряжением N 75-928-р, Комитет оспорил его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемое распоряжение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно абзацу 6 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации при наличии хотя бы одного из следующих условий:
1) если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Суды установили, что согласно оспариваемому распоряжению N 75-928-р решение о безвозмездной передаче спорного памятника в муниципальную собственность принято Управлением со ссылкой на Закон N 4292-1.
В силу статьи 1 Закона N 4292-1 увековечению подлежит память о лицах, погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества; умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей; погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.
Согласно статье 2 Закона N 4292-1 к основным формам увековечения памяти погибших при защите Отечества помимо прочего отнесено захоронение и перезахоронение останков погибших при защите Отечества, сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.
В соответствии со статьей 11 Закона N 4292-1 органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные доказательства, в том числе историческую справку на объект культурного наследия федерального значения "Памятник борцам, погибшим за власть Советов в Забайкалье, сооруженный в 1926 году", подготовленную автономным учреждением Республики Бурятия "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры", суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что указанный памятник, является историко-революционным памятником, свидетельствующим о революционном движении трудящихся и населения города Верхнеудинска в 1918-1920 годах, первым монументальным памятником советского времени в Улан-Удэ, и не относится к объектам, которые подлежат обязательной передаче в муниципальную собственность.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, суды обоснованно признали недоказанным Управлением, что спорное сооружение в силу абзаца 6 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ подлежит передаче в муниципальную собственность.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции считает правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемое распоряжение является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Фактические обстоятельства дела судами установлены правильно и исследованы в полном объеме. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Доводы приведенные заявителем в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 июля 2022 года по делу N А10-1043/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2 Закона N 4292-1 к основным формам увековечения памяти погибших при защите Отечества помимо прочего отнесено захоронение и перезахоронение останков погибших при защите Отечества, сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших.
В соответствии со статьей 11 Закона N 4292-1 органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации.
...
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, суды обоснованно признали недоказанным Управлением, что спорное сооружение в силу абзаца 6 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ подлежит передаче в муниципальную собственность."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 декабря 2022 г. N Ф02-6417/22 по делу N А10-1043/2022