город Иркутск |
|
09 января 2023 г. |
Дело N А58-4632/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 января 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-Снаб" - Романова М.А. (доверенность от 26.09.2022, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирь-Снаб" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 8 августа 2022 года по делу N А58-4632/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402072216, ИНН 1435153396, далее - УФНС, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирь-Снаб" (ОГРН 1161447050236, ИНН 1435303274, далее - ООО "Сибирь-Снаб", общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 8 августа 2022 года по делу, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2022 года, заявленные требования удовлетворены. ООО "Сибирь-Снаб" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что им была проведена не лотерея, а розыгрыш призов с целью продвижения знака "УС-Сэттэ" и привлечение внимания потребителей к продукции под данным знаком. Судами не учтено, что призовой фонд в размере 130 000 000 рублей сформирован из личных средств спонсора общества.
Как указано в кассационной жалобе, по своему правовому содержанию понятие "стимулирующая лотерея" отнесено к правовому регулированию Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и нормами Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее соответственно - Законы N 38-ФЗ и N 138-ФЗ) не регулируется.
Также общество полагает, что вывод о распространении им лотерейных билетов, а не призового рекламного товара "Талисман", документально не подтвержден, акт проверки от 29.12.2021 и протокол об административном правонарушении от 16.02.2022 N 14472201700055700002 надлежащими доказательствами не являются, поскольку в них зафиксированы субъективные суждения должностного лица налогового органа. Судами не дана объективная оценка пояснениям ООО "Сибирь-Снаб" и имеющимся в деле доказательствам, указывающим на рекламный характер розыгрыша.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения заседания судом округа извещены в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет").
В заседании суда округа представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 29.12.2021 главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (далее - МИФНС N 5) на основании поручения от 29.12.2021 N 30/30 проведена проверка торгового прилавка на розыгрыш призов "Орогой", расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Курашова, дом 4, деятельность в котором осуществляет ООО "Сибирь-Снаб". В ходе проверки установлено, что при осуществлении денежных расчетов за приобретение билета N 480884 на розыгрыш призов "Орогой" стоимостью 1 000 рублей денежный расчет произведен без применения контрольно-кассовой техники (ККТ).
11.02.2022 в отношении общества вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ. Копия определения вручена 11.02.2022 уполномоченному представителю ООО "Сибирь-Снаб" с определением об истребовании документов (контракта с оператором лотереи; положения или иной утвержденного документа, содержащего условия проведения розыгрыша призов "Орогой"; договора с изготовителем лотерейных билетов; договора с распространителями лотерейных билетов; договора на трансляцию итогов розыгрыша; договора об открытии расчетного счета в банках; сведений о поставщиках призов розыгрыша "Орогой"; документов, подтверждающих приобретение призов; решения Правительства Российской Федерации о проведении лотереи - розыгрыша призов "Орогой"; книги учета доходов и расходов за 2021-2022 год).
11.02.2022 обществом во исполнение определения об истребовании документов представлены письменные пояснения от 24.01.2022 и объяснительная от 24.01.2022.
16.02.2022 главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля МИ ФНС N 5 в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 14472201700055700002, в котором отражено: организованный ООО "Сибирь-Снаб" розыгрыш призов "Орогой", исходя из фактических обстоятельств, а также содержания рекламы, размещенной на страницах других пользователей социальной сети Инстаграм и в других средствах массовой информации (ТВ и радио) имеет признаки лотереи; билет, дающий право на участие в розыгрыше призов, по сути, не может быть товаром, поскольку выполняет функции лотерейного билета, удостоверяет право участника на участие в лотерее и служит подтверждающим это право документом.
Действия общества в протоколе квалифицированы как нарушения требований части 1 статьи 4, части 1 статьи 13 Закона N 138-ФЗ и образующие состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.27 КоАП Российской Федерации
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Сибирь-Снаб" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу, что состав вменяемого правонарушения материалами дела доказан, процедура производства по делу об административном правонарушении соблюдена, необходимые процессуальные действия совершены уполномоченными должностными лицами.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит выводы судов обоснованными.
Частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления.
В соответствии со статьей 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации лотереи отнесены к основанным на риске играм.
Согласно статье 2 Закона N 138-ФЗ лотереей признается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (пункт 1).
Проведением лотереи является осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертиза выигрышных лотерейных билетов, выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотереи (пункт 8 статьи 2 Закона N 138-ФЗ).
Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов (часть 2 статьи 3 Закона N 138-ФЗ).
По результатам полного и всестороннего исследования материалов дела (в том числе, акта проверки от 29.12.2021, оригиналов распространяемых билетов на право участия в розыгрыше призов, информации о порядке проведения розыгрыша, размещавшейся в социальных сетях, договора между ООО "Сибирь-Снаб" и ГБУ РС(Я) "Национальная вещательная компания" на размещение рекламных роликов и проведение прямой трансляции розыгрыша призов - т.1 л.д.15-16, 38-53) суды пришли к мотивированному выводу, что общество путем реализации номерных билетов на право участия в единовременном розыгрыше призов в прямом телевизионном эфире осуществляло деятельность по проведению лотереи.
Как верно установили суды, акт проверки с учетом положений статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является относимым, допустимым и достоверным доказательством, отраженные в нем сведения подтверждаются иными доказательствами.
При квалификации деятельности общества судами правильно установлено и учтено, что распространение лотерейных билетов осуществлялось за деньги (1000 рублей за билет), без встречного предоставления товаров и услуг, в том числе, в равном эквиваленте. Таким образом, для лиц, приобретающих лотерейные билеты, участие в розыгрыше является игрой, носящей рисковый характер (возврат денежных средств или их эквивалента не гарантирован).
Позиция заявителя кассационной жалобы, что целью рассматриваемой деятельности общества являлось привлечение внимания потребителей к продукции под определенным товарным знаком, не освобождает лицо, осуществляющее организацию лотереи в ходе рекламной компании, от соблюдения требований Закона N 138-ФЗ.
Статья 9 Закона N 38-ФЗ, определяющая порядок проведения стимулирующих рекламных мероприятий, в настоящем деле неприменима, поскольку в рассматриваемом случае условием участия в розыгрыше призов не является приобретение определенного товара.
Решение Правительства Российской Федерации о проведении рассматриваемой лотереи не принималось, данное обстоятельство спорным не является.
При таких обстоятельствах наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, является доказанным. Вина общества судебными актами установлена. Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Исключительных обстоятельств для признания допущенного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ арбитражным судами не выявлено, размер административного штрафа определен судом первой инстанции с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов основаны на правильном применении норм права и соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
По существу приведенные в кассационной жалобе мотивы несогласия с судебными актами направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Уплата государственной пошлины за подачу кассационных жалоб по делам о привлечении к административной ответственности законодательством не предусмотрена, следовательно, обществу следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 8 августа 2022 года по делу N А58-4632/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сибирь-Снаб" из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению N 5 от 20 октября 2022 года в сумме 3 000 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Позиция заявителя кассационной жалобы, что целью рассматриваемой деятельности общества являлось привлечение внимания потребителей к продукции под определенным товарным знаком, не освобождает лицо, осуществляющее организацию лотереи в ходе рекламной компании, от соблюдения требований Закона N 138-ФЗ.
Статья 9 Закона N 38-ФЗ, определяющая порядок проведения стимулирующих рекламных мероприятий, в настоящем деле неприменима, поскольку в рассматриваемом случае условием участия в розыгрыше призов не является приобретение определенного товара.
Решение Правительства Российской Федерации о проведении рассматриваемой лотереи не принималось, данное обстоятельство спорным не является.
При таких обстоятельствах наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, является доказанным. Вина общества судебными актами установлена. Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Исключительных обстоятельств для признания допущенного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ арбитражным судами не выявлено, размер административного штрафа определен судом первой инстанции с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 января 2023 г. N Ф02-6223/22 по делу N А58-4632/2022