город Иркутск |
|
10 января 2023 г. |
Дело N А58-437/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 января 2023 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2022 года по делу N А58-437/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2022 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Южно-Якутский технологический колледж" (ИНН 1434043023, ОГРН 1111434001040, г. Якутск; далее - ГАПОУ РС(Я) "ЮЯТК", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным предписания Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) от 27.10.2021 N 17/16-1/14-1982 в части возложения обязанности восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы нецелевого (неправомерного) использования бюджетных средств в размере 11 054 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2022 года, требование Учреждения удовлетворено. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, субсидия была предоставлена Учреждению на организацию и проведение IV регионального отборочного этапа финала V Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" - 2019, то есть Учреждение должно было использовать расходные материалы на региональном отборочном этапе, который проводился в Республике Саха (Якутия) в период с 07 по 13 октября 2019 года; направление средств субсидии на оплату расходных материалов, которые были оплачены и приняты после завершения IV регионального отборочного этапа в Республике Саха (Якутия) и финала V Национального чемпионата в г. Москве, является нецелевым использованием средств субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу ГАПОУ РС(Я) "ЮЯТК" считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, ГАПОУ РС(Я) "ЮЯТК" ходатайствовало о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 24.08.2021 N 01-04/1259 Министерством проведена камеральная проверка соблюдения Учреждением предоставления и использования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) автономным учреждениям и их отражения в бухгалтерском учете и отчетности за период 2019-2020 годы.
В ходе проверки Министерством установлено, что на основании заключенного между Учреждением и Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) Соглашения от 12.09.2019 N 6 "О предоставлении целевой субсидии на организацию и проведение IV регионального отборочного этапа финала V Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" - 2019 в Республике Саха (Якутия)" в редакции дополнительного соглашения от 30.09.2019 N 1 к нему, Учреждению предоставлена субсидия из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 55 754 рублей, в том числе: на оплату проживания участников чемпионата в размере 14 700 рублей, на оплату проезда участников чемпионата в размере 30 000 рублей и на оплату расходных материалов в размере 11 054 рублей.
Указанные средства перечислены Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) платежными поручениями от 24.10.2019 N 8647, от 18.11.2019 N 9344.
В целях реализации Соглашения ГАПОУ РС(Я) "ЮЯТК" заключило с индивидуальным предпринимателем Луневой Н.М. договор поставки товара от 04.10.2019 N 25, в соответствии с которым последняя обязалась произвести поставку расходных материалов (халаты мужские и перчатки) в адрес Покупателя не позднее 3-х рабочих дней с момента поступления денежных средств.
Предприниматель Лунева Н.М. выставила Учреждению счет от 04.10.2019 N 630 на общую сумму 11 054 рублей.
Учреждение платежным поручением от 29.10.2019 N 2062 произвело оплату выставленного счета на сумму 11 054 рублей.
Предприниматель выполнила условия заключенного договора с нарушением установленных сроков и произвела поставку товара 24.12.2019, что подтверждается товарной накладной N 995.
Финал V Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" - 2019 проводился с 17 по 22 ноября 2019 года в г. Москве.
Министерство пришло к выводу о том, что средства в сумме 11 054 рубля, направленные на оплату расходных материалов по договору с предпринимателем Луневой Н.М. от 04.10.2019, использованы на иные цели, не связанные с организацией и проведением IV регионального отборочного этапа финала V Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" - 2019, тем самым в нарушение приказа Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 20.09.2019 N 01-10/1261, Соглашения о предоставлении целевой субсидии от 12.09.2019 N 6 с дополнительным соглашением от 30.09.2019 N 1, ГАПОУ РС(Я) "ЮЯТК" произведено нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 30.09.2021.
Учреждению выдано предписание от 27.10.2021 N 17/16-1/14-1982, согласно которому ГАПОУ РС(Я) "ЮЯТК" необходимо восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нецелевого (неправомерного) использования бюджетных средств в размере 416 946 рублей 84 копейки (в том числе 11 054 рубля).
ГАПОУ РС(Я) "ЮЯТК" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что в оспариваемой части ненормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Согласно Правилам определения объема и условий предоставления из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.08.2011 N 390 (действовавшим в проверяемом периоде) (далее - Правила N 390), целевыми субсидиями в целях настоящих Правил являются субсидии, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания (пункт 2).
Исполнительный орган государственной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя государственных бюджетных (автономных) учреждений, предоставляет целевые субсидии в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных ему как главному распорядителю бюджетных средств (пункт 4).
Целевые субсидии предоставляются при условии заключения между исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и государственным бюджетным (автономным) учреждением соглашения о предоставлении целевой(-ых) субсидии (пункт 5).
Как видно из материалов дела, между Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и Учреждением заключено Соглашение от 12.09.2010 N 6 о предоставлении целевой субсидии на организацию и проведение IV регионального отборочного этапа финала V Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" - 2019 в Республике Саха (Якутия) на основании приказа Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 02.09.2019 N 01-10/1177 (далее - Соглашение).
Согласно приказу Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 02.09.2019 N 01-10/1177 срок проведения данного мероприятия с 07 по 13 октября 2019 года.
Суды двух инстанций установили, исходя из содержания акта контрольного мероприятия от 30.09.2021 (л.д.31 т.1), а также отсутствия установленных признаков нарушения при осуществлении расходов по проезду и проживанию участников Чемпионата, что окончанием даты проведения V Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" - 2019 в Республике Саха (Якутия) является 22.11.2019.
Министерство не оспаривает, что приобретение Учреждением на основании договора поставки товара от 04.10.2019 N 25, заключенного с предпринимателем Луневой Н.М. в целях исполнения Соглашения, халатов мужских и перчаток относится к расходным материалам, предусмотренным данным Соглашением.
Министерство считает, что направление средств субсидии на оплату расходных материалов, которые были оплачены 29.10.2019 и приняты 24.12.2019 после завершения IV регионального отборочного этапа в Республике Саха (Якутия) и V Национального чемпионата в г. Москве, является нецелевым использованием средств субсидии.
Между тем нецелевым использованием бюджетных средств в силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации признаётся направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Исходя из правового смысла понятия нецелевого использования бюджетных средств, суды правильно признали, что перечисление бюджетных средств в рамках договора с предпринимателем Луневой Н.М., заключенного в целях исполнения Соглашения, при отсутствии доказательств направления Учреждением средств субсидии на цели, не предусмотренные Соглашением, не является нецелевым использованием бюджетных средств.
Правилами N 390 предусмотрено, что перечисление целевых субсидий производится на основании представленных государственными бюджетными (автономными) учреждениями сведений о наличии документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (пункт 4). Расходы государственных бюджетных, автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, осуществляются после проверки: документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств; соответствия содержания операций кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидий; непревышения кассовых расходов (пункт 8).
Пунктом 2.3.1 Соглашения предусмотрено, что Учреждение обязуется своевременно использовать субсидию по целевому назначению, в соответствии с направлениями расходования и сроками предоставления субсидии, указанными в разделе 3 Соглашения.
Согласно разделу 3 Соглашения сроки предоставления субсидии, в том числе на расходные материалы - до 31 декабря 2019 года.
Из материалов дела следует, что средства субсидии были доведены до Учреждения 28.10.2019 платежным поручением от 24.10.2019 (т. 1, л. д. 36).
При таких обстоятельствах, поскольку Министерство не доказало соответствие закону предписания в оспариваемой части, а заявитель представил доказательства нарушения этим актом своих прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 2 статьи 201 названного Кодекса правомерно удовлетворили заявленные требования.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2022 года по делу N А58-437/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2022 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
...
Министерство считает, что направление средств субсидии на оплату расходных материалов, которые были оплачены 29.10.2019 и приняты 24.12.2019 после завершения IV регионального отборочного этапа в Республике Саха (Якутия) и V Национального чемпионата в г. Москве, является нецелевым использованием средств субсидии.
Между тем нецелевым использованием бюджетных средств в силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации признаётся направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 января 2023 г. N Ф02-6339/22 по делу N А58-437/2022